На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 64

что можно найти также у Папия323, что луна-де больше земли. Это неверно, как согласно учат астрономы324. И кроме того, из затмения самой луны со всей очевидностью следует, что это неправильно. Здесь нужно сказать, что лунное затмение наступает тогда, когда земля находится между луною и солнцем, что бывает при полной луне и незадолго до либо после нее. Ведь тогда луна должна пробежать сквозь тень самой земли, простирающейся от середины земли до лунной сферы и полностью проницающей ее. И тут следует знать, что земная тень ослабляется по мере ее удлинения, ибо корпус светящего солнца (а между ним и точкой нашего наблюдения покоится земля) намного превосходит землю, занимающую промежуточное положение. И вот тень земли постепенно конусообразно сужается наподобие пирамиды, пока не достигнет через многие тысячи миль самой сферы луны. Но и там она все еще столь густа и пространна, что луна, несмотря на свою величайшую скорость, едва успевает ее миновать за два ночные часа и покинуть. Сего достаточно к первому пункту, то есть отчего солнце и луна называются двумя великими. Относительно второго пункта, где сказано, что они суть два светила, можно заметить четыре вещи. Первое, по поводу солнца; ясно, что оно есть светило. Ибо «солнце означает единосветящее»325, или, этимологически, скорее «над всем светящее»326. О луне же достоверно известно, что она получает свет только от солнца327, — почему она и зовется луной, то есть светящей чужим светом328. Ибо солнце, как сказано, называется таковым потому, что лишь оно светит, или потому, что оно над всем светит. Порядок и единство Вселенной требуют, чтобы все освещалось чем-то одним, точно так же, как все обладает величиной только посредством количества и определенностью — только с помощью качества, и так во всем. В соответствии с этим «луна» выводится через антифразу от слов «светило» или «свет»329 и означает «слабо светящая». Ведь и рощу, пропускающую мало лучей из-за частоты деревьев, обычно называют lucus330. Лучшее объяснение могло бы быть таким: не всякая роща называется lucus, но в собственном смысле только та, высокие и достаточно далеко друг от друга отстоящие деревья которой ниспосылают сверху благодаря густым кронам тень и дневную прохладу, внизу же дают взору простор и пропускают свет. В таких местах язычники приносили своим богам жертвы, ибо из-за своей прелести и красоты они были милы им самим и нравились, как они полагали, их богам. Здесь надо заметить, что название луны проистекает из ее световых свойств, а не из отсутствия света, при этом «луна» возникла из «Луцина»331 в результате утраты центрального слога, точно так же, как из-за потери одного центрального слога из обозначения Адама — «protoplasmatus» возник «protoplastus»332. Так же и almus образовано посредством изъятия двух серединных слогов из altissimus333. Итак, луна благодаря свету называется светочем, ведь она имеет свет, или сияет, хотя и заимствует свой свет от другого. В-четвертых, следует заметить, что — единственная среди всех звезд и планет — луна не озаряется полностью светом и не приемлет свет в своей глубине, о чем свидетельствует некоторая чернота или темень, возникающая на самой луне и называемая ее ликом, поскольку напоминает лицо человека. Для этого явления существуют рифмованные объяснения, они звучат так:


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes