|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 63
В Ос.9 говорится: «первая ягода на смоковнице»316. Итак, яблоко используется как
обозначение для смоквы.
11. «Семя которого в нем самом над землею».
В нем самом. Во-первых, буквально: семя плодов обыкновенно находится в
середине.
Во-вторых, следует заметить, что в обозначает здесь сокровенную сущность. Необходимо
знать, что вообще семенная сила вещей покоится в тайнике самых сокровенных основ
каждой из них, каковые суть род и отличия, определяющие вид, или природу, и сущность.
Поэтому мы выше читаем: приносящее по роду своему плод, и ниже: «в котором семя его по
роду его». И вот так, силою семени сущности порождают в соответствии со своим естеством
подобное им по роду и виду, например, «человек — человека, то есть разумное существо,
олива — оливу, растение»317. Исходя из этого, «Августин» называет исходные причины вещей
«семенными основаниями»318.
Итак, говоря: семя которого в нем самом, Бог указывает на совершенную сокровенность. —
Но то, что находится в моем, сундуке или в моем кошельке, не пребывает во мне. Равным
образом о белизне или подобном ей свойстве вполне можно сказать, что они суть у меня;
они, однако, суть не во мне, но воистину и подлинно у меня, поскольку я имею объем. И
опять-таки то, что я в силу своего вида наделен разумом, внешне по отношению к моему
роду; сей выше и раньше и в подлинном смысле пребывает во мне самом. Так совершенная
сокровенность, означенная тремя словами: в нем самом, исполняется в трех измерениях:
длине, ширине и в глубине, или высоте, любой вещи.
В-третьих, подобает заметить, что слова: в нем самом, можно истолковать двояко. Первое, в
обычном смысле: в нем самом, а именно, в деревьях и травах; второе, как понимается здесь:
в нем самом, то есть в [их] семенах. Быть может, поэтому не напрасно добавлено: над
землею, поскольку вещь в своем семенном основании имеет высшее бытие по сравнению с
бытием земным, материальным, ощутимым и видимым, на что уже было указано ранее,
когда речь шла о водах над небом.
16. «И создал Бог два светила великих».
Надлежит отметить, что о солнце и луне сообщаются две вещи, а именно то, что они суть
великие и что они суть светила. Обе следует обсудить.
О солнце астрономы учат достаточно единодушно, что оно велико и что оно много крупней,
чем земля319. А о луне надо знать следующее: она изображается столь же большой, ибо,
будучи нашим соседом, расположена весьма близко к земле и среди прочих звезд и планет
кажется нам величайшей, — ведь, как учат оптика320 и повседневный опыт, все то, что можно
увидеть, кажется тем более крупным, чем оно ближе, — но, по правде сказать, луна самая
маленькая среди всех видимых планет, исключая только Меркурий. Потому-то о блаженной
Деве поется, что она «прекрасна, как луна», Песн.6321; ведь она самая чистая среди всех
святых, исключая только Христа.
Во-вторых, надо заметить: важно остерегаться того, что утверждает магистр в «Историях»322 и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|