|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 60
осадок элементов, псалом: «Он извлек меня из страшного рва и из тинистого болота»280. 6.
«Да отделяет она воду от воды».
В нравственном смысле: благие мужи отделяют себя также пространственно от злых, по
слову, изъясненному выше: «Отделил свет от тьмы», Сир.30: «Кто прикасается к смоле, тот
очернится»281, псалом: «С лукавым развратишься»282, Ис.53: «Идите, идите, выходите оттуда»
и т.д.283, Откр.18: «Выйди от нее, народ Мой»284 и т.д., «Худые сообщества развращают
добрые нравы», 1 Кор.15285.
8. «И был вечер, и было утро, день второй».
Обычно задаются вопросом, почему о созданном во второй день, — в отличие от первого
дня и от сотворенного позже в прочие дни, — не говорится, что оно хорошо?286 Об этом, как и
о водах над небесами, другими много написано; это и прочее я сейчас опускаю ради
обещанной в Прологе287 краткости и говорю, что двоица есть корень и начало всякого
разделения. Но всякое деление как таковое есть зло, от зла и во зло. Ибо деление
неисчислимого, множество есть отпадение от единого и, следовательно, от бытия и от блага,
обратимых в единое. Посему будет напрасным и неправильным называть благом то, что
отпадает и отступает от блага; ведь именно из-за этого оно устремляется вниз и клонится ко
злу и становится злым. Об этом сказано в Иак.2: «Кто согрешит в одном, тот станет виновным
во всем»288, — во всяком добре и также во всяком зле, а именно: во всяком добре, которое
он потерял, и во всяком зле, в которое впал, Иер.2: «Худо и горько Тебя, Господи,
оставить»289, «худо» — из-за отсутствия всякого блага, «горько» — из-за присутствия зла в
прегрешении и наказании. Ибо известно, кто претыкается в едином и от него уклоняется, тот,
как сказано, по необходимости отделяется и отпадает от блага. Кто же отпал, уклонился и
отделился от блага, о том нельзя сказать, что он благ и имеет что-либо благое. Но если он не
имеет ничего благого, то он и не благ: «он становится виновным во всяком» благе, ибо
потерял всякое блого. И потому говорится, Еккл.9: «Кто в одном прегрешит, тот погубит
много доброго»290.
Одновременно сие есть одно из объяснений того, почему все добродетели по
необходимости связаны друг с другом, так что тот лишится всех добродетелей, кто лишится
одной, ведь одной добродетелью без других обладать невозможно. Кто мог бы обладать
добродетелью, будучи обособлен и отделен от единого и, стало быть, от благого? И вот об
этом-то сказано у Осии: «Разделилось сердце их, и за то они сразу будут наказаны»291.
«Сразу» значит тотчас, в один и тот же миг, когда они, отделившись от блага, теряют и
утрачивают все добродетели. Посему они неизбежно будут виновны во всех прегрешениях;
ибо от какого бы добра ни отпали, они всегда впадут в противоположные зло и порок. И об
этом говорится в псалме: «Окружили меня беды неисчислимые»292. Итак, разделение,
каковое несет в себе двоица и каковое из нее происходит, является, как сказано выше, злом
и пребывает во зле.
Далее, как было сказано там же, оно проистекает от зла. Ибо деление всегда случается или
возникает вследствие некоего несовершенства. Посему его можно найти лишь в области
несовершенного и преходящего, тогда как в совершенных вещах все едино и просто, —
например, Втор.6, Гал.3: «Бог един есть»293; Иов.33: «Бог говорит однажды и во второй раз то
же самое не повторяет»294, либо, по крайней мере, едино в своем роде, — скажем, каждый
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|