На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 59

вещей, как говорит Фалес Милетский267, один из семи мудрецов. И вновь: да будет твердь посреди вод. Во-первых, подобает заметить, что вода, сущая выше и ниже тверди, может быть понята и иными понимается268 как указание на умозрительную природу горнего мира, на святых ангелов, Матф. 19: «Ангелы их на небесах» и т.д.269, а также как указание на людскую природу под небом270. Умопостигаемая природа называется водой, ведь, будучи творением, она может превратиться в ничто, и, имея свободное произволение, она способна измениться из блага во зло. Во-вторых, под водами над небом можно понимать те планеты, которые по своей силе, хотя и не по форме, прохладны, как, скажем, Сатурн. Ибо холод есть свойство воды. Можно было бы также сказать, что небо отделяет воды от вод, то есть злых от благих. В-четвертых, скажи: речь идет о водах над небом и под небом, потому что вещи, как сказано выше, имеют двоякое бытие: одно — умопостигаемое, а другое — внешнее и формальное. Сказанное подтверждают слова комментатора к «Метафизике» кн. ХИИ: все формы этого мира пребывают в умопостигаемом виде в небесном двигателе271. И вновь нужно заметить, что умопостигаемое, или умозрительное, бытие вещей много благородней и выше формального бытия. На это указывает слово «над». [Воды] пребывают над небесами, или над небом, потому что они, в силу своего бытия, обретаются в двигателе первого неба, или высшей сферы. Двигатель же, в соответствии с порядком сущностных причин и порядком природы, находится над небесами. Либо они пребывают над небесами потому, что тот перводвигатель, каковой невидим для нас из-за тонкости, чистоты и простоты своего тела, из-за которых он остается беззвездным, — только звезды видны, как было упомянуто выше, а не их сферы, — потому, что то небо, я продолжаю, находится над всеми прочими небесами, видимыми нами вовне с помощью чувств. В-четвертых, необходимо заметить, что указанным образом272 все творения вечно славославят Господа, восхваляя всяческими именами, а именно именем, которое «выше всякого имени»273 и выше всего единичного274 и, следовательно, предшествует всякому имени. — Оно предшествует всему, я говорю, поскольку едино; предшествует всем именам, поскольку стоит выше имен. В-пятых, надо заметить, что сия хвала столь сладостна и приятна, что в ней участвует всякая тварь, Дан.3: «Благословите, все дела Господни, Господа»275. Сия хвала столь совершенна, что она равна как в малейшем, так и в величайшем творении. (Вопреки этому говорится: «Неприятна хвала в устах грешника»276.) Наконец, сия хвала столь превосходна и радостна, что, воспевая ее, всякая тварь обретает свое бытие и исключительно бытие. Отсюда вытекает шестое в нравственном смысле, что грешник, поскольку он не восхваляет Бога, не обладает бытием, и является ничем, псалом: «Грешник превратился в ничто»277, и еще: «Я превратился в ничто и не разумел»278. Итак, он есть ничто, есть самое полное отсутствие всего, как сказано в Прем. 11: «Ты возненавидел ничто в том, что соделал»279. Ведь грешник есть чистое ничто или осадок всего, как луна есть осадок небесных тел, а земля —


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes