|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 58
тете — только в единственном. Во всяком случае текст сам по себе свидетельствует, что, в
соответствии с природным ходом вещей, вечер наступает лишь после сотворения солнца или
[излучения] света над землей, и день становится полон, когда завершается с возвращением
утра, по слову: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели», Матф.
Со сказанным согласуются слова Августина к Пробу: «Каковы бы ни были земные утехи, в них
больше печали, чем радости»262.
6. «Да будет твердь посреди вод».
Заметь, что каждое творение имеет двоякое бытие. Одно — в его исходных причинах, так или
иначе, в слове Бога; и это есть твердое и постоянное бытие. Посему знание преходящих
вещей непреходяще, твердо и постоянно, ибо вещь познается в ее основаниях. Другое —
бытие, каковым обладают вещи во внешней действительности, в присущей им форме.
Первое — это умозрительное, а второе — формальное бытие, часто непостоянное и
изменчивое. И вот, может статься, сие двоякое бытие подразумевается под вышними и
нижними водами, каковые разделяются твердью. Ибо вышние — тверды и устойчивы,
вследствие чего они отличаются, то есть отделяются, от нижних. На сие указывает то, что
Даниил, сказав: «Благословите Господа, все воды, которые превыше небес», прибавляет:
«Благословите Господа, все силы Господни»263. Ибо эти воды являются водами в достоинстве
их причин, а не оформленными и не в их личной форме сущими водами. И заметь, что сии
воды восхваляют Слово Божье самым совершенным и достойным образом. В Нем находясь,
они всегда восхваляют и благословляют в тишине над временем без внешних глаголов то
Слово, Которое живет в тишине Отчего Духа, — Слово без слова, или скорей, Слово,
пребывающее выше всякого слова. Примером сказанному служит дом в уме архитектора, где
он мыслится и осознается и откуда вещественный дом строится и получает вовне
формальное бытие.
К этому относится сказанное Августином в трактате «Против академиков»: «Платон полагал,
что существуют два мира, один — умопостигаемые, в котором обитает сама истина, другой -
чувственный, который мы явственно различаем с помощью зрения и касания; тот —
истинный, сей — уподобленный истинному и созданный по его образу»264. Об этом же, как
показано выше, говорит Боэций:
«Ведешь Ты все по высшему примеру....»265
Дабы запечатлеть сие двоякое бытие, говорится удивительно точно, сначала: «сказал Бог: да
будет свет», и лишь потом: «и стал свет»; и опять: «сказал Он»: да будет твердь, и затем
добавляется: «и создал Бог твердь». «Да будет» имеет отношение к первому бытию; «стал» и
«создал» относится ко второму, то есть к внешнему бытию. Поэтому сказано в Иоан.1: «Что
начало быть, то было в Нем жизнью»266; ибо что само по себе пребывает вовне созданным
или сотворенным, то в Самом Слове является жизнью, и таково его первое бытие. Так,
например, ларь, сработанный во внешнем мире из вещества; в разуме ремесленника он не
изготовлен, но есть некая жизнь или что-то живое. Ведь у сознающих сознание является
подлинной и истинной жизнью, а жизнь — бытием.
Но остается вопрос, почему же Бог сказал только о водах: да будет твердь посреди вод? На
это надо сказать, что под названием воды — в силу ее текучести и изменчивости — Он хотел
указать на все творения. К тому же, вода, вероятно, представляет собой первоэлемент всех
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|