На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 57

Надо отметить, что изведение вещи к бытию является ее началом, или утром. Посему только после сотворения вещей последовал вечер. И вот к наступлению следующего утра проходит один естественный день. И потому говорится: «По прошествии же шаббата», то есть субботы, «на рассвете» или заре «первого дня недели»250, то есть в воскресенье, или день Господень. Вечер и утро, день один. По этому поводу здесь нужно отметить две вещи. Во-первых, под сотворенным в первый день светом следует разуметь, согласно Августину, образование или создание духовной ангельской природы, наиболее близкой к Богу. Говоря, что сей день имел вечер и утро, восхождение и закат, Августин научает нас, что в каждом творении, пусть даже высшем и наиболее совершенном, всегда присутствует изменчивость, несовершенство и позорное пятно нечистоты251; Иов.4: «В ангелах Своих Он усматривает недостатки»252, и Иов. 15: «святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его»253. Сему не противоречит сказанное: «отделил свет от тьмы». Ибо если сложить субстанцию и ее акциденции, качество, количество и подобное этому, то они в цифровом исчислении дали бы единицу и имели бы единое бытие. Между тем по природе, а также в соответствии с категориальным порядком, они друг от друга отличны. Ведь категории полностью взаимно исключают друг друга. Но почему же Моисей, говоря выше о сотворении неба и земли, умалчивает о времени, то есть о днях, а теперь говорит: был вечер, и было утро, день один! На это скажи, что сотворение происходит до, сверх и вне времени. Августин в кн. ХИИ «Исповеди» отвечает: «Небо, которое Бог создал в начале, есть духовное создание;... оно находится выше скользящей смены времен. И бесформенность незримой земли не принадлежит череде дней. Ведь где нет никакого облика, там нет и никакого порядка, там ничто не приходит и не уходит; и где ничего не случается, там нет ни дней, ни смены времен»254. Во-вторых, надо заметить в нравственном смысле: не бывает ни единого дня, — который в этом мире мог бы прожить человек, как бы он ни был могуществен и богат, — в утехах и наслаждении, без телесных и душевных забот. Ибо человек не имеет всего, чего хочет, и не лишен всего, чего он не хочет. Блага, которых у него нет, несравнимо многочисленней тех, что у него есть. И он скорее скорбен, чем счастлив. Посему Боэций в кн.ИИ «Утешения», прозе 3 говорит: «Возможно, ты полагаешь, что человеческим делам свойственно постоянство?»255. И потом в прозе 4: «Кто владеет счастьем столь полным, чтобы не выражать недовольства своим положением? Источником мук является непостоянство мирских благ»256; и ниже «Сколь великой горечью окроплена сладость людского счастья!»257 Иов: «Как цветок, он выходит и опадает и не останавливается»258; Прит.14: «Смех смешан со скорбью, и концом радости бывает печаль»259. Вот этою и означает сказанное: был вечер, и было утро, день один. Далее по этому поводу надо отметить, что огорчений бывает во всякий день куда больше, чем радости. Причина ясна. Благ, коих человек не имеет, больше, нежели тех, каковые у него есть. Блого радует, когда оно есть, и огорчает, когда его нет. Ведь даже «надежда» на блого, «если она не сбывается, томит душу», Прит.13260. Кроме того, «надежда — это название для неизвестного блага», как говорит Сенека в письме 10261. Поэтому речь идет сначала о вечере, и только потом об утре: был вечер, говорит он, и было утро, день один. К тому же vespere можно использовать как в единственном числе, так и во множественном; но


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes