|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 56
словеса ангелов суть сияния238. Августин же трактует это иначе239.
И сказал Бог. О природе речи у Бога, что, кому и как Он говорит в области тварного и
Божественного и как, с другой стороны, изреченное Богом слышат отдельные сущности и
отвечают Ему, — об этом ты найдешь немало хорошего и примечательного во втором
комментарии, а именно в «Книге иносказательных толкований на Бытие»240.
3. «И стал свет».
Рабби Моисей говорит, что, по мнению мудрецов, созданный в первый день свет — это «те
светила, которые Бог сотворил в первый день, но до четвертого дня не являл»241. Сказанным
устраняются многие затруднения, которые обычно здесь возникают. С этим мнением
согласуется то, на чем настаивают некоторые, что светила сделаны из сотворенного в первый
день света242. Дионисий говорит в гл.4 «О Божественных именах», что «тот свет был светом
солнца»243. Сравни с этим ч.1 вопр.67, ст.4, ответ на п.2244.
4. «И увидел Бог свет, что он хорош».
Заметь: покуда отдельная вещь покоится в слове Бога и, вообще, в сиянии разумного света,
нельзя сказать, что она хороша, ведь благое пребывает в вещах внешнего мира, а истинное
— в душе. По этой причине, как замечает философ, в «математике нет [понятия] блага»245, и
тем более в метафизике. Посему, сказав: «И сказал Бог: да будет свет», Моисей не говорит,
что он хорош, но лишь после того, как добавляет: «И стал свет», он заключает, что он
хорош.
Надобно заметить, что по поводу слов: и увидел Бог свет, что он хорош, ты найдешь немало
замечательного и достойного внимания во втором толковании на «Бытие»246.
4. «И отделил свет от тьмы».
Заметь: ибо свет не приходит в соприкосновение с тьмой и не помрачается ею. Так же Бог не
смешивается с вещами, как сказано в книге «О причинах»247; Иоан.1: «И свет во тьме светит,
и тьма не объяла его»248.
Отделил. Заметь: отделение, о котором тут зачастую заходит речь, является взаимным
различением вещей друг от друга по их существенным формам и согласно существенному
порядку вещей, в каковом заключается совершенство и целостность мира, — с самого начала
сама по себе вожделенная цель.
5. «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью».
«В силу того, что сначала упомянутая тьма», как сказано выше, «обозначает огонь и
отличается от тьмы, упоминаемой позже»249, рабби Моисей, определяя разницу между ними
обеими, утверждает, что упомянутая во втором месте тьма является причиною ночи и
называется ночью.
5. «И был вечер, и было утро, день один».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|