На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 54

прозрачен, иначе говоря, родствен природе света. А вода, хотя сама и не лишена прозрачности и, следовательно, природы света, однако ее прозрачность и утонченность ее материи заметно меньше, чем прозрачность и утонченность огня и воздуха. Земля же вполне и всецело лишена природы света, затемнена и мрачна, ибо весьма плохо оформлена и в высшей степени телесна. Альберт, подробно разбирающий сей вопрос в кн.ИИ «О небесных явлениях», тр.3, гл.2217, предлагает другое, от приведенных толкований не слишком сильно отличающееся объяснение. Чтобы сделать его понятным, предпошлю две вещи. Во-первых, материя существует ради формы, а не наоборот, как жена — ради мужа, а не наоборот. Поэтому иносказательно говорится: «Не муж от жены, но жена создана от мужа»218, 1 Кор. 11, и «Жене глава — муж»219, как там же пишет апостол. И, вообще, материальное и страдательное берет начало из оформлено — действующего и существует ради него. Ведь бытие, к каковому прежде всего и само по себе устремляется всякое естество и все деятельное, есть детище формы либо сама форма220, но не материя. Отсюда, согласно философу221, следует, что если из менее оформленного возникает нечто более оформленное, то речь идет о простом порождении; если, напротив, из более оформленного возникает менее оформленное и более близкое материи, то речь идет не о простом порождении, а о простом уничтожении. Ибо целью простого порождения является бытие. Во-вторых, я скажу, что когда из одной горсти низшего элемента возникают десять горстей высшего, то кажется обычным и присущим природе, что высший элемент занимает в десять раз больше места, пространства или шарообразного объема, чем низший222. После этих двух предварительных замечаний станет понятен предложенный Альбертом тезис. Он звучит так: чем совершенней форма какого-либо элемента, тем обширней пространство, тем больше место и шарообразный объем, которые он занимает. Наоборот, чем элемент более приближен к материи, тем меньше он по объему и тем меньше пространство, которое он заполняет. Огонь, например, обладающий высшей формой среди элементов, имеет такую пространственную протяженность, что занимает всю полость внутри лунной сферы. А воздух, ибо он более близок к материи и грубей, чем огонь, занимает меньше пространства, так что уже не может заполнить всю полость внутри лунной сферы. Его, однако, хватает, чтобы заполнить всю полость внутри огненной сферы и совершенно со всех сторон объять, наподобие шара, всю сферу низменных элементов, а именно воду и землю. Поскольку вода имеет еще большую близость к материи и еще меньше формы, она весьма ограничена в отношении количества и пространства, и не способна покрыть, наподобие шара, всю землю «равномерно и полностью», но скорей как бы кольцом и несовершенной сферой обнимает и окружает часть земли, другую часть оставляя нагой. И еще одну причину затрагивает тот же самый Альберт: влажность воды, как он говорит, связана с холодом. Холод в соответствии со своим естеством сводит и стягивает части влаги в себе, так что их не хватает на то, чтобы закрыть собою [всю] землю. Влажность же воздуха связана с теплотой. Но тепло не сводит и не стягивает части влаги в себе, а увеличивает и расширяет. И потому их хватает, чтобы со всех сторон шарообразно объять воду и землю. Во-вторых, слова: Дух Божий носился над водою, излагаются в нравственном смысле. В нравственном смысле, Дух Божий носится над водою, ведь Бог-Дух близок скорбящим,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes