|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 53
ничьего места, но лишь получает пространственное определение. А вода, будучи связана в
наибольшей мере с землей, удерживает, хотя и в малой степени, что-то от природы первого,
ибо определенным образом отклоняется от природы низшего. Поэтому она окружает землю,
но не полно и не совершенно, и не достигает шарообразной формы. Огонь же, поскольку он
наиболее близок к первому телу, простирается по поверхности всей области элементов,
вполне шарообразно огибает ее, определяет ее место и ограничивает, сам стоя на грани
нетленного неба и преходящего мира. Далее шествует с огнем непосредственно связанный и
ему родственный воздух, ведь, по существенным и формальным свойствам, скажем теплу, он
подобен огню. Сей шарообразно простирается над водой, равномерно окружая все ее части,
и следовательно, ограничивает сферу воды и определяет ее. Это есть смысл сказанного:
тьма, то есть огонь, была над лицом бездны, и Дух Божий, то есть воздух, носился над
водою. О воде же так не говорится, но говорится: «Да соберется вода в одно место и да
явится суша», то есть земля.
В этом, как кажется, и заключается подлинная и естественная причина того, почему земля не
полностью покрыта водой. Об этом, кстати, многими написано много разнообразного и
бессмысленного. Равным образом [здесь] открывается причина совершенной
шарообразности неба, огня и воздуха, — без ущерба для других правильных и хороших
объяснений.
Далее, из сказанного можно извлечь еще одно объяснение, или обоснование, того, почему
земля не вполне покрыта и не окружена шарообразно водой. Ведь место и то, что место
определяет, вообще имеют силу и природу совершенного, оформленного и всецелого. —
Напротив, то, что подлежит определению местом, отдает и обладает естеством
несовершенного, части, материи. Поэтому огонь, в высшей степени наделенный формой и
имеющий мало материи, совершенным образом определяет всем прочим элементам их
место и окружает их наподобие шара. За огнем следует воздух, стоящий на следующей
ступени оформления, тонкий и имеющий малую толику материи. Он в той же степени
совершенно и в равной мере шарообразно определяет место, но для меньшего числа
элементов. Вода, имеющая уже много материи и менее оформленная, — как
свидетельствует ее густота, — все-таки не вполне отпадает от природы определяющего;
однако она способна лишь несовершенно и не в полном объеме шара определять земле ее
место. А земля, уже в полную меру телесная, ничему другому не определяет места, но только
получает пространственное определение.
Приведенное выше первое положение подтверждается тем, что огонь, в силу его
приближенности к небу, кругообразно вращается в своей сфере как целое, наподобие неба,
— увлеченный, думаю я, тем же движением, коим планетарные сферы перемещаются с
востока на запад. Воздух движется тем же образом, то есть кругообразно, но не в качестве
целого, а только в своем верхнем слое. Это доказывает движение комет, расположенных
именно в сем верхнем слое. Вода же не движется ни в качестве целого, ни вполне
кругообразно, и ее движение не достигает объема шара; но она пульсирует приливами и
отливами, наподобие сердца. Земля, наконец, покоится как единое, лишенное всякого
кругообразного движения, в недвижимой твердости.
Приведенное выше второе положение — касательно оформления элементов —
доказывается тем, что огонь, точно так же как воздух, в своей сфере и присущей ему материи
вполне
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|