На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 52

2. «Дух Божий носился над водою». Приведенные слова толкуются, во-первых, буквально, во-вторых, морально. Во-первых, надобно заметить три обстоятельства. Первое, что воздух здесь называется духом. А ветер есть подвижной воздух. И ветер зачастую называется в Писании духом, как в псалме: «Подует ветром Своим, и потекут воды»209, и Иоан.3: «Дух дышит, где хочет»210, что Хризостом истолковывает как ветер211. Второе, почему добавлено Божий, ибо говорится: Дух Божий. Рабби Моисей в кн.ИИ, гл.31 отвечает: сие сказано, дабы указать на то, что любое «движение в собственном смысле подобает только Творцу»212, как это следует из многих мест Писания. Основанием для сего является то, что Бог — перводвигатель, и от Него, как вполне неподвижного, исходит всякое движение, по слову Боэция: «Строитель вдохновенный, что порядком правит вечным, Ты пребываешь неподвижным....»213 В-третьих, надлежит знать, что здесь подразумевается естественный порядок элементов. Ибо, когда сначала он говорит: тьма была над лицом бездны, а под тьмой, как сказано, должно понимать огонь, то при этом предполагается, что огонь занимает первое место непосредственно под небом. Когда же говорится: дух, то есть ветер, над водою, то под этим подразумевается, что ветер занимает второе место. А когда потом следует: над водою, то становится ясно, что вода занимает третье и земля, следовательно, четвертое и последнее место; отсюда проистекает: «Да соберется вода и да явится суша». Подобает заметить, что место относится к определенному этим местом как первое, как совершенное, как форма, как высшее, как спасающее и охраняющее. Посему природное место имеет в себе нечто от Божественной силы и оно есть, «как и Отец, начало создания»214. И мы видим, что вне своего места сущности не имеют покоя и в некотором роде с жадностью устремляются к своему месту, и на своем месте они находят совершенный покой215. Из сего следует, что место имеет значение цели216. Цели же свойственно, что в ней и под ней заключается все, в отношении чего она является целью. Посему все вещи обретаются в Боге, и Он есть в собственном смысле место всех сущностей. Итак, место естественным образом обступает и каждой стороной, отовсюду, наподобие шара и равномерно шарообразно обнимает определенное им, — если оно подлинно и во-истину является оформляющим и естественным местом. Сие, вообще говоря, суть свойства первого. Поэтому первое заключает и определяет в любом порядке сущностей то, что шествует за ним в этом порядке. И поэтому первое тело, именно небо, является местом всяческих тел; и дабы их одинаково объять, охватить и окружить в виде границы, оно является шаром. И потому же в ту меру, в какую всякая сущность уклоняется от природы первого, высшего и совершенного, она отпадает от природы того, что равномерно и шарообразно объемлет все то, что последует, и, значит, она отпадает от природы места. Земля, низшее тело, вообще ничего не объемлет равномерно сферически и не определяет


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes