На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 51

Следует познать еще пять оснований, почему говорится, что недостача — над лицом бездны. Первое, потому что материя опознается по недостаче, как человек по своему лику. Ибо нехватка форм и их последовательность в процессе изменения [вещи] привела к познанию материи, как деятельность привела к познанию форм. Так говорит комментатор, что деятельность позволяет познать форму, а изменение — материю200. Второе, недостача — над лицом материи, ведь сама материя познается через неведение, следовательно, недостаточно и с помощью недостачи, как через лик. Приступив к рассуждению о материи, Августин в кн. ХИИ «Исповеди» говорит: «Человеческая мысль пытается или познавать ее, не понимая, или не понимать, зная»201. Третье, как бы наоборот: недостача — над лицом материи, ибо она покрывает ее, заслоняет или осеняет лицо материи и этим делает материю непознаваемой. Существуют две причины, которые затрудняют нам познание вещей: та, что они превышают из-за возвышенности своего бытия меру нашего разумения, так что наше разумение относится к ним, как глаз летучей мыши к солнцу; либо та, что вещи лишены бытия или существования, каковое и есть предмет разумения202. Посему, материя не может быть познана, ибо вследствие недостачи, связанной с ней и проникающей [в нее] или образующей сущность материи, материя лишена существования. Четвертое, потому что «недостача и наличие» простираются на одно и то же, относятся к одному и тому же и встречаются «в одном и том же»203. Ведь форма — над лицом или, вернее, самое лицо материи; посему недостача — над лицом бездны, и это двояким образом так: ибо она, как было сказано, находится «в том же», что и сама материя, ибо она похищает у материи лик, то есть форму. Ведь «слепота лежит на глазах»204 или лице, не на ушах или слухе. Пятое, буквально: тьма была над лицом бездны, так как не было света, ведь если б он был, то он был бы, без сомнения, над лицом, «возвышаясь и светясь» над лицом. Ибо свет есть в собственном смысле совершенство лица. И свет есть лицо вещей, поскольку без надлежащего света все тварное не оформлено и есть ничто. И потому «над ней была тьма, ибо над ней не было света». «Присутствие тьмы» означает не что иное, как «отсутствие света»205. И этою есть буквальная причина, как ее излагает Августин в «Исповеди» кн. ХИИ. В-шестых, подобает заметить, что говорится: и тьма была над лицом бездны. Ведь огонь, — каковой, как сказано, именуется тьмою, — имеет свое естественное положение в высшем и благороднейшем месте или крае всей области элементов, называемом лицом бездны, в непосредственной близости неба. За ним следует воздух, а под воздухом — вода206. На сие указывает следующее: «Дух Божий», то есть ветер, или подвижный воздух, «носился над водою». В соответствии с этим в сих словах излагается естественный порядок элементов; так над лицом бездны, непосредственно под небом пребывает огонь; «дух», а именно, ветер находится «над водою». И по порядку следует, что самой последней и низшей будет земля, и потому говорится: «Да соберется вода и да явится суша»207. В сказанном ранее материя была названа бездной, как бы не «имеющей дна», по слову Иов.26: «Он повесил землю ни на чем»208. Либо она была названа так из-за своей безобразности, неопределенности, смятенности и неустойчивости, вследствие которой она не обретает покоя ни под какой формой, но, наподобие блудницы, постоянно стремится к другой.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes