|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 50
одно близкое к Тебе, а другое близкое к ничто; одно, над которым пребываешь Ты, другое,
под которым ничего нет»198.
После того, как мы предпослали эти слова, надлежит обратить внимание на два
обстоятельства. Во-первых, на то, что говорится, что тьма пребывает над бездной, то есть
над первой материей, ибо тьма — это вообще не вещь, материя же — не вполне не вещь, а
«почти не вещь». Во-вторых, на то, что о тьме сказано не только, что она находилась над
бездной, но что она находилась над лицом бездны.
Во-первых, я здесь назову пять оснований, почему тьма, то есть недостаток, находится над
бездной, то есть над материей.
Первое, потому что материя по своей сущности является возможностью. Ибо возможность
бытия, или способность к бытию, принадлежит материи в силу ее сущности, или субстанции.
Сама способность к бытию является определяющим признаком материальной субстанции199.
Если здраво рассудить, сия способность материи и есть нехватка формы или же форм.
Второе, потому что материя есть гнездо или трон, в котором и на котором уселась нехватка.
Ведь собственным носителем недостачи является материя.
Третье, потому что нехватка всегда сопутствует материи и сопровождает ее, не важно,
пребывает ли она под совершеннейшей формой, а именно под формой человека, или под
формой земли, низшей по месту и определенности.
Четвертое, потому что недостача постоянно связана с материей, ей не только последует, но
также проникает в нее, входя в саму сущность материи как часть этой сущности. В этом-то,
собственно, и состоит смысл выше приведенных слов Августина: «Если бы можно было
сказать: "ничто, которое есть нечто" и "есть то, чего нет", — я так о ней и сказал бы», а
именно о материи.
Пятое, недостача выше материи, ведь из-за возможности или посредством возможности
сущность материи взирает на бытие и обладает способностью к восприятию форм. Поэтому
Августин тотчас же добавляет: «но она как-то была, дабы воспринимать образы»
Шестое, — и это уже во-вторых, — говорится: тьма, или нехватка, пребывает над бездной,
или материей, тем же образом, каким в каждой вещи становление присутствует прежде
бытия, возможность — прежде действия, и часть — прежде целого, каким лишенная границ
протяженность предшествует субстанциальной форме. Посему недостача выше и раньше
самой по себе недостаточной материи, как и всего, пораженного несовершенством и
недостачей, почему она именуется и является недостачей. Поэтому же лицо, каковым
материя взирает на бытие, есть присущая ей возможность, иначе говоря, недостача, как
сказано выше.
Седьмая причина такая: внешним или первым лицом материи, подлежащей своему
становлению и подведению под форму и под бытие, является именно та недостача, о
которой повествует выше приведенный шестой пункт. И об этом-то я хотел сказать во-вторых,
а именно, почему о тьме сказано не только, что она — над бездной, но что она — над лицом
бездны.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|