На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 49

В-пятых, надо заметить, что не небо, а земля именуется безвидной и пустой, ведь высшие и первые среди сущностей бывают, как правило, совершенными, и совершенствуют низшие и как бы определяют место оформляемых сущностей. низшие же пребывают страдательными, бесформенными, нагими187, — это и есть безвидно и пусто, — прежде всего земля, поскольку является низшей; поэтому она темна и не определяет ничьего места. И еще раз: земля была безвидна и пуста. Безвидна, ибо бездеятельна; пуста, то есть покуда не украшена травою и растениями. Не говорится, что небо пусто, — пуста земля. Причина сего заключается в том, что Божественному, духовному или небесному присуще быть полным. Макробий говорит, что Божественному свойственна полнота188, ведь оно совершенно и оформлено. И поэтому все, что может случиться, уже наличествует в его существе. Земное же в своей сущности вещественно, пассивно, несовершенно, обнажено, скудно и нище. Имея какую-то форму, материя всегда стремится к другой. Потому-то у Соломона, в Прит.5, она уподобляется блудящей жене189; и посредством метафоры блудящей жены Соломон изображает ее лучше всего190, как изъясняет сказанное рабби Моисей: «непостоянная, беспокойная жена и т.д.»191. Так вот, земля безвидна и пуста. Она безвидна, ибо лишена всякой формы и всякого бытия; она пуста, ибо постоянно жаждет формы, к ней устремляется и тяготеет, словно больной — к здравию, и «безобразное — к благу»192. И потому еще земля была безвидна, не небо, что высшие сущности, а именно небеса, даруют и сообщают от переизбытка собственных совершенств, тогда как земля и материальные сущности изза бедности нищенствуют и пребывают в лишении безвидны, пусты и темны. Опять-таки, в третьих, нужно обратить внимание на то, что небо и земля, как сообщается, сотворены прежде излияния света. Итак, сущности тварных вещей обретаются без света, иначе сказать, без бытия, в темноте; но с помощью самого бытия они обретают формы, становятся светлыми и привлекательными. К тому же подобает заметить, что рабби Моисей в кн.ИИ, гл.6 говорит так: «. Земля была безвидна, то есть опустошена и скудна»; он хочет сказать, что она была печальной и скорбной «по причине» своей пустынности, «порочности» и недостаточности. «Как будто земля говорила: я и небо были сотворены в единое время, [ныне же] горнее преисполнено жизни, а дольное мертво»193. Ибо всякий раз, когда что-то кем-нибудь делается или раздается на всех, тот, что получает меньше, жалуется на свое несовершенство и неравное положение, оглядываясь на другую часть. Об этом я говорил по поводу Втор.22: «Не паши на воле и осле вместе», и в связи с Матф.20: «Эти последние работали один час и т.д.»194. 2. «Тьма была над лицом бездны»195. Во-первых, надо заметить, что под тьмой следует разуметь недостаток, ведь тьма является недостатком света, под бездной же — первую материю, согласно «Исповеди» Августина, кн. ХИИ. Здесь он рассуждает о материи трояким образом. Первое, она есть «нечто между формой и ничто: нечто не имеющее формы, но и не ничто, — бесформенное, близкое к ничто». Второе, он говорит так: «Если бы о ней можно было сказать: "ничто, которое есть нечто" и "есть то, чего нет", — я так и сказал бы, и все же она как-то была, дабы воспринимать образы»196. Третье, он говорит, что она создана «из ничто», «близка к ничто», создана «не из вещи, сама почти не вещь»197. И он говорит: «Ты», Господи, «сотворил небо и землю: два тела,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes