|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 48
Должно заметить, что, согласно Августину177, рабби Моисею178 и теологам179, под словом
«земля» надо понимать первую материю, которая, однако, зовется то землей, то водой, то
воздухом, — как в этом месте: «Дух», иначе говоря, ветер (ветром же является подвижный
воздух) «носился над водою», — а иногда также огнем, как в месте: «И тьма», то есть
невидимый в своей сфере огонь «над бездною». Смысл такого обозначения заключается в
том, что материя в себе не оформлена; не имея формы ни единого элемента, она, однако,
готова принять все формы180. И поэтому она получает названия всех элементов, чтобы ее не
принимали за один из них. Но кроме того она обозначается именами элементов, дабы
указать на то, что, не будучи уподоблена [какой-либо] форме, она сама по себе как
безымянна, так и не познаваема и не имеет бытия. И этою есть смысл сказанного: земля
была безвидной, то есть не имеющей бытия. Ибо безвидно то, что пребывает без «есть
ли»181.
Кроме того, во-вторых, надо заметить, что материя названа сначала именем земли потому,
что среди всего сущего земля находится ниже всего и граничит с не сущим, или с ничто.
«Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною».
Во-первых, должно заметить, что Моисей выше назвал сначала небо, а потом уже землю
затем, дабы продолжилось повествование: земля же была безвидна и пуста. Прочие
основания для сего следования были приведены уже раньше.
Во-вторых, надлежит заметить, что, согласно Августину182 и рабби Моисею183, в первых
словах повествования о творении упомянуты все четыре элемента, а именно: земля и вода
под их личными названиями, воздух — под именем духа, когда говорится: «Дух Божий
носился над водою», «дух» является ветром, ветер же подвижным воздухом, и огонь — под
именем тьмы: и тьма над бездною.
Огонь же, в-третьих, называется тьмой потому, — и это также надо заметить, — что он не
светится в своей сфере, свидетельством чего является сияние звезд. Ибо все сияющее
задерживает взор и мешает видеть расположенное за собой. А причина того, отчего не
светит огонь, заключается в его утонченности. Поэтому не светятся сферы или круги неба, не
задерживают взор и не ограничивают его; но звезды светятся, будучи более плотной частью
небесного купола.
В-четвертых, следует заметить, что среди элементов выделены прежде всего земля и тьма, то
есть огонь, ведь, по Платону, кн.1 «Тимея»: «В огне и земле Бог дал мирозданию основы»184.
Оба этих крайних члена не могли быть слаженно и гармонично связаны без пары средних
членов, именно воды и воздуха. Ведь два кубических числа или множества не могут быть
правильно соотнесены друг с другом без посредничества двух других [членов]. Скажем,
первым кубическим числом является 8, то есть 2 умножить на 2 и на 2; вторым кубическим
числом является 27, иначе говоря, 3 умножить на 3 и еще раз на 3; далее, на промежуток
между 8 и 27 по необходимости приходятся два числа, именно 12 и 18, так что между ними
взаимно устанавливается естественная пропорция: как 12 содержит 8 и его половину, так 18
относится к 12, а 27 — к 18. Повсюду существует одна и та же полуторная пропорция.
Впрочем, философ, в кн.ИИ «О возникновении»185 устанавливает иной порядок исчисления
элементов. Опять-таки по-другому его рассматривает геометрия, как это явствует из кн. ХѴ
Евклида. В ней, когда речь заходит о вписывании пяти фигур в куб или в [иную] фигуру,
подразумеваются четыре элемента и тело, состоящее из пятой эссенции186.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|