На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 47

поскольку он непохож на Бога, творит сперва землю, ибо действует ради зла, из страха, и уж только потом ради небесного блага. В-десятых, в начале сотворил Бог небо и землю, иначе сказать, действующее и страдательное. Ведь хотя действующее и превосходит страдательное, как небо землю, они все-таки одновременны, как сообщает весть о творении. Далее, материя и форма, а именно небо и земля, не только одновременны, но как материя без формы не имеет бытия, и ее сущности свойственно, когда она лишена потенции, пребывать ниже формы и быть оформленной, так и наоборот: в силу своей сущности форма равным образом получает бытие без какого-либо посредничества только в материи и в ходе оформления, и в оформлении состоит ее бытие. Посему в начале, то есть в бытии, одновременно творятся форма и материя, действующее и страдательное, небо и земля. Одиннадцатое, Бог сотворил в начале небо и землю, ибо идеи вещей в Боге взирают на двоякое бытие, а именно: на духовное бытие в душе, каковое следует разуметь под небом, — псалом: «Он сотворил небеса в разуме»171, — и в равной мере на предметное бытие вне души, каковое обозначается посредством земли. Поэтому Платон видел в идеях принцип познания и возникновения172. И об этом сказано в Иоан.13: «Вы называете Меня Учителем и Господином»173. «Учитель» относится к познанию, «Господин» — к внешнему деланию. Или двенадцатое: небо, иначе говоря, высшее, и земля, иначе говоря, низшее. Ведь низшее всегда пустынно и несовершенно, но высшее — никогда. Об этом я писал в трактате «О природе высшего и низшего»174. Наконец, следует обратить внимание, что говорится: Бог в начале сотворил небо и землю, — две вещи, не три, не четыре и больше; также не сказано, что Он сотворил одно. Смысл заключается в том, что всякая вещь отпадает от единства и простоты потому, что она творится и сотворена. Ибо Богу свойственны и Его свойства суть единство и простота, о чем я подробно написал по поводу Втор.6 и Гал.3: «Господь един есть»175. [Скажу] еще раз: все, что отпадает от Единого, Предшествующего всему, падает непосредственно в двоицу; в прочие же числа низвергается через двоицу. Поэтому Авенцеброль говорит в кн.Ѵ, гл.24: «Вопрос: "Есть ли?", подобает статусу Единого, ибо Оно есть лишь бытие», и только сей вопрос соответствует Богу, Каковой — «Един, Возвышен и Свят». А «под Ним» находится духовная сущность, первая ниже Бога, и ей подобает вопрос: "Есть ли?" «и "Что?" такое есть двоица». Душе же подобает вопрос: "Есть ли?", "Что?" и «"Как есть?" то, что соответствует троице». Ну а природе, области становления, пребывающей ниже души, подобает вопрос: "Есть ли?", "Что?", "Как?" «и "Почему есть?" то, что соответствует четверице; сей вопрос направлен на "что", на "как" и на "есть ли"»176. Далее, корнем любого деления, множества и числа является первое четное число, а именно, два; как корнем и принципом неделимости является нечетное число, или один. И все нечетное, насколько оно нечетно, является неделимым. Доказательство сему: оно не может поделиться правильно или равномерно, но всегда делится — неравномерно и неправильно, или на неправильные, то есть неравномерные части. 2. «Земля же была безвидна и пуста».


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes