|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 46
Далее, в-третьих, возвращаясь к слову: В начале сотворил Бог небо и землю, мы скажем: Бог
сотворил небо и землю в начале, иначе сказать, в бытии или для бытия и ради бытия, то есть
Он их сотворил, чтобы они существовали, Прем.1: «Он создал все для бытия»161. Ибо бытие
есть начало и принцип всех хотений и совершенств. Об этом я обстоятельно рассказал по
поводу Прем.1162.
Второе, Он сотворил в начале, то есть сотворил их таким образом, что они не оказались за
Его пределами, в отличие от любого иного художника, который не является Богом. Ведь
строитель строит дом вне себя. Августин говорит в кн.ИѴ «Исповеди»: «Он не ушел от Своего
создания: оно из Него и в Нем»163.
Третье, Он сотворил в начале, то есть, Он сотворил так, что творит во всякое время, Иоан.5:
«Отец мой доныне делает»164.
В-четвертых, в начале, иначе говоря, в Сыне, Иоан.8: «Я есть начало»165. К тому же следует
заметить, что никто не бывает праведен, кроме как с помощью порождающей и самой по
себе не рожденной праведности, и через рожденную праведность или в рожденной
праведности; как ничего не творится, кроме как не рожденным бытием и в бытии
порожденном, каковое есть Сын.
В-пятых, Он сотворил в начале, то есть в идее. Ибо идея, Логос, или Слово, есть начало и
причина всех вещей.
В-шестых, в начале сотворил небо и землю, ведь низшие среди сущностей суть первые, и
они относятся к бытию и пребывают в бытии тем же образом, что и высшие среди сущностей,
по слову: «Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты»166. Сказанное
направлено против мнения Авиценны167 и других, проповедующих, что в начале Бог
сотворил духовные существа и с их помощью прочие вещи. Ибо все обладает бытием
непосредственно и равным образом от Единого Бога. Пример сему мы имеем в душевных
силах и органах тела, ведь все они берут бытие от души напрямую и равным образом без
какого-либо посредства; и что касается бытия, жизни и одушевленности, то здесь нет
порядка следования.
В-седьмых, небо и земля, то есть доброе и злое, Ис.45: «Производящий зло и Делающий
мир»168. Ведь совершенство вселенной требует, чтобы существовало и зло, и это зло
сопутствует благу и подчиняется благу вселенной, к каковому прежде всего в своем существе
устремлено творение.
В-восьмых, в нравственном смысле: в начале, иначе говоря, в Сыне, творит Он небо и землю,
ибо праведного и совершенного человека, каковой есть сын Божий, — по слову Иоан.1: «Он
дал им власть быть чадами Божьими»169, — Бог щедро наделяет небесными и земными
благами, — по слову Матф.24: «Над всем имением своим поставит его», и Матф.28: «Дана
Мне всякая власть на небе и на земле»170.
В-девятых, опять-таки в нравственном смысле: Бог творит небо и вслед за ним в то же самое
время землю, ибо божественный человек все делает из любви к небесному благу. Это и есть
естественный порядок. Ведь темнота может быть изгнана только с помощью света, холод же
— с помощью тепла уже наличного [в вещи] и присущего [ей]. Наоборот, злой человек,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|