|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 45
свойствен сущностям. То, что Он, Первый и Высший, творит и влечет, в наивысшей степени
естественно, отрадно и сладостно, как это объясняется посредством доказательств и
примеров в трактате «О вышнем» «Произведения тезисов»151. Сего в этом месте да будет
достаточно для буквального толкования приведенных слов: В начале сотворил Бог небо и
землю. Другие толкования, предложенные мной, ты найдешь в «Общем прологе к
Трехчастному труду».
Но и в нравственном плане также стоит отметить, что означает: Бог сотворил небо и землю.
Сначала упоминается небо, а потом уж земля. Этим прежде всего обливаются те, кто,
вопреки слову Матф.: «Ищите же прежде Царства Божия»152, земные блага предпочитают
благам небесным. Таковые уподобляются собаке, которая, желая схватить отражение куска
мяса, бросила мясо.
Далее, во-вторых, обвиняются те, что творят добро из страха, а не из любви. Сии прежде
всего взирают на землю, то есть на наказание, а не на небо, то есть на любовь к добру.
Против таковых говорит поэт:
«Ты вот себе согрешить, только кары боясь, не позволишь»153.
Против них же говорит Августин в трактате «Об истинной религии» гл.38154, что они держат
перевернутым стиль, пишут тупым концом и стирают острым. Они, далее, ходят вниз
головой, ногами вверх, [и имеют] небо под ногами, Марк.8: «Вижу проходящих людей, как
деревья»155. И поэтому неудивительно, что на их долю выпадает много мучений и горя, ибо
они поступают вопреки природному ходу вещей, вопреки устремлению естественной
склонности, вопреки порядку Бога, Который в начале сотворил небо; Иов.: «Ты поставил
меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость»156.
Далее говорится, что Бог сотворил небо и землю в начале, то есть разумно, как было
изложено выше, потому, что божественный человек верно управляет и хорошо пользуется
желанным и враждебным, добрым и злым, согласно Рим.8: «Любящим Бога все содействует
ко благу»157. — В начале сотворил Бог небо и землю, в начале означает разумно.
По поводу приведенных слов заметь у рабби Моисея два тезиса. Первый, что «Между
принципом и началом существует различие. Ведь принцип есть нечто такое, что пребывает в
том и с тем, принципом чего оно является, но без того, чтобы предшествовать тому по
времени. Так сердце есть жизненный принцип одушевленных существ»... «Началом же
называется то, что предшествует по времени, без того, чтобы быть причиной того, что
остается после него. Так мы скажем: первым, кто проживал в этом доме, был Петр, а после
него — Иоанн»... «Слово, которым начинается книга "Бытие", означает на иврите "принцип",
и оно произведено от слова "голова", каковая у любого живого существа является принципом
тела»158.
Во-вторых, следует заметить, что Бог одновременно сотворил небо и землю и все, что в них
есть, «в полную величину и красоту, в завершенном виде и образе и с особенным
устроением»159, но не все одновременно явилось. И он приводит пример «землепашца, что
засеял на поле различные виды семян. Одна часть из них взойдет через день, другая — через
два, еще другая — через три дня, но все семена были посеяны во единый час»160.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|