На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 44

Во-вторых, весьма остроумный ответ дает Авиценна в кн. ИХ «Метафизики» гл.4143. Впрочем, Фома в указанном месте, а равно и рабби Моисей в своей кн.ИИ, гл.23, оспаривает это144. Некто из великих сего мира обычно говаривал, что из единого, то есть из одной идеи, непосредственно происходит только единое145. Но я привык отвечать на это иначе, а именно трояким образом. Во-первых, допустим, что Бог действует по естественной необходимости, в таком случае я говорю: Бог действует и производит вещи посредством Своего, иначе говоря, Божественного, естества. Однако естество Бога есть разум, и у Него бытие — это мышление. Значит, Он вызывает вещи к бытию посредством Своего разума. А из этого следует: Его простота не препятствует многое мыслить, и производить многое без посредства. Во-вторых, огонь порождает огонь и согревает с помощью своей формы и свойства тепла. Если бы он в равной мере обладал формой воды и свойством смывать или же охлаждать, то он одновременно и равным образом порождал бы огонь и воду, сразу грел бы, смывал и охлаждал. Но Бог по природе имеет все и всех вещей формы заранее. Итак Бог способен, если Он действует естественным образом, производить непосредственно всяческое разнообразие. В-третьих, — и это лучший ответ, — я скажу так: конечно, из единого, каковое пребывает единообразным в себе, непосредственно проистекает только единое. Но это единое есть мироздание в целом, которое происходит от Бога и остается единым несмотря на многообразие частей. Также в бытии, жизни, мышлении и действии Сам созидающий Бог, изобилуя Своими идеями146, остается Единым, или Единым Простым. Природа же в общем сама по себе взирает и в первую очередь устремляется непосредственно к целому. При этом, во-первых, подобает заметить, что чем совершенней и проще вещь в бытии, тем разнообразней она в смысле качеств и сил147. Например, разумная душа более совершенна, чем все иные формы материи148, а потому она в бытии и сущности проще, а в силах разнообразней, как свидетельствует и обнаруживает разнообразие и различие органов человеческого тела. Во-вторых, надлежит заметить, что чем совершенней вселенная или мир, тем проще его бытие и тем многочисленней и в своем множестве разнообразней его части. Так вот разрешается обычное затруднение и сомнение, когда спрашивается, произвел ли Бог ангелов либо другие творения раньше, чем прочие. Ведь Он непосредственно произвел не ту или иную части вселенной, но всю вселенную целиком. Если бы у нее недоставало какой- нибудь существенной части, то Бог не создал бы вселенной, и она не была бы вселенной, безразлично отсутствует ли камень, древесина или же природа ангельского духа. Это все о третьем из четырех выше приведенных главных вопросов. Четвертый пункт, — а именно, что все находящееся ниже Бога имеет бытие от кого-то иного или откудато, — вытекает из изложенного следующим образом. Сказано: Бог сотворил небо и землю, то есть высшее и низшее, следовательно, все. Сотворение же есть наделение бытием. И об этом говорит Прокл в тезисе ХИ: «Все сущее происходит от первопричины»149. И Августин свидетельствует в кн.1 «Исповеди»: «Не из другой вены струится в нас бытие и жизнь, а только из того, что Ты создаешь нас, Господи»150. Но это нельзя представлять так, словно бытие к нам приходит извне, ибо Бог в качестве первопричины глубочайшим образом


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes