На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 43

Сему не противоречит то, что в соответствии с псалмом, однако в обратном порядке, говорится в Евр.1: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих»134. Потому что, во-первых, фразы, «имена и глаголы, поставленные в обратном порядке, означают то же самое»135. Во-вторых, потому что, если то, что мы создаем не одновременно и не сразу, например, фундамент, стены и крышу, мы тем не менее разом выражаем одним словом, а именно «дом», то в противоположность сему то, что Бог делает сразу, нами не может быть выражено за один раз: как по причине того, что, в отличие от нас, слово Бога есть Его действие, так и по причине того, что, в отличие от нас, слово Бога есть причина всего Его действия и всех частей [этого действия]. Обрати внимание: если бы материал для строительства дома происходил только от архитектора и полностью слушался его мановения, то архитектор вызвал бы части дома, а одновременно и сам дом, к бытию просто посредством того, что помыслил его с намерением строить. Ведь наше действие, как и знание, берет свое происхождение в вещах, и поэтому зависит от них и изменяется с ними. Наоборот, сами вещи имеют происхождение в знании Бога и зависят от него; посему Бог в Своем знании не изменяется, но вещи в качестве последующих изменяются. И вот об этом-то хорошо говорится в псалме136 и апостолом137: «Ты переменишь их, и изменятся, но Ты — тот же». Далее, в-третьих, следует заметить: поскольку среди творений нет ничего во всех отношениях совершенного, последние среди сущих зачастую превосходят в некотором отношении первых. Поэтому в «Топике»138 написано: если одно [из двух] имеет с наилучшим большее сходство, то оно только тогда будет лучшим, когда стяжает его лучшие свойства. Так земля превосходит по устойчивости и неподвижности даже небо. И комментатор139, и его последователи определяют в пространстве небо посредством земли, или центральной точки, о чем найдешь в своем месте в «Произведении вопросов»140. Посему верно говорится: «В начале Ты, Господи, основал землю», в соответствии со словом псалма: «Ты поставил землю на твердых основах»141. Поэтому получается так, что у нас правая сторона по природе больше подходит движению и вперед выдвигается первой, а левая годится для пребывания на месте. Ведь тот, кто желает шагнуть, выставляет вперед правую ногу, стоя и покоясь на левой. Так же ремесленник действует правой рукой, держа то, что обрабатывает, левой. А то, что сказано в Прем.: «Все вообще создал Живущий во веки», — найдешь достаточно объясненным прочими. Это — по поводу второго из четырех главных вопросов. В-третьих, остается объяснить, как единым простым, а именно Богом, могут быть непосредственно вызваны к бытию или созданы многие и разнообразные вещи, например небо, земля и подобное. Ибо сказано: В начале сотворил Бог небо и землю. Хороший ответ на это гласит: тот, кто действует по принуждению природы, отличается от того, кто действует посредством воли и разума. А так действует Бог, как Фома говорит в ч.1, вопр.47, ст.1142. К сему относится сказанное ранее: в начале, то есть в разуме, сотворил Бог небо и землю.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes