На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 41

ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ БЫТИЯ109 Сие начало книги Бытия обстоятельно комментирует Августин, особенно в [сочинениях] «О книге Бытия, буквально» и «О книге Бытия, против манихеев» и в последних трех книгах «Исповеди»110. Далее, Амвросий111 и Василий112 в своих «Гексамеронах». Потом, рабби Моисей, в частности кн.II, гл.31113. Затем, Фома ч.1, вопр.44,45,46,47 и далее там же с вопр.65 по 74 включительно114. Глава первая 7. «В начале сотворил Бог небо и землю». По поводу приведенных слов подобает поставить четыре предварительных вопроса. Во-первых, что это за начало, в котором, как сказано, Бог сотворил небо и землю? Во-вторых, каким образом Он сотворил небо в начале, когда в псалме115 и Евр.1116 говорится: «В начале Ты, Господи, основал землю», и в Сир.: «Все вообще создал Живущий во веки»117. В-третьих, каким образом Бог, Единый Простой, всегда пребывающий в одном состоянии, произвел или создал в начале небо и землю, столь разные твари, и все вообще, коль скоро единому всегда присуще делать единое? В-четвертых, из сего можно заключить, что все, находящееся ниже Бога, имеет свое бытие откуда-то и от кого-то другого, и все же нет ничего столь сокровенного, ничего столь важного и до такой степени личного, как само бытие. В связи с первым вопросом надо знать, что начало, в котором Бог сотворил небо и землю, является идеей. И это то, о чем сказано в Иоан.1 «В начале было Слово»118, — в греческом тексте стоит «logos», что тоже означает идею, — и далее: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть»119. Ведь, вообще говоря, началом и корнем всякой вещи является идея самой этой вещи. Отсюда проистекает то, что Платон считал идеи, или принципы, вещей началами бытия и познания всего120. Отсюда же следует третье, что говорит комментатор о кн.ѴИИ «Метафизики», что древние якобы всегда устремлялись к тому, чтобы познать суть чувственной вещи, ведь когда ее знаешь, то узнаешь и первопричину всего. Первопричиной же комментатор считает не Самого Бога, как многие ошибочно полагают; — но саму суть вещей, каковая является идеей вещей и на каковую указывает дефиниция, он называет первопричиной. Сия идея есть что вещей и почему всех свойств вещи121. Ведь дефиниция и доказательство рознятся лишь порядком следования, как говорит философ122. Далее, идея вещей является в том смысле началом, что она не имеет внешней причины и взирает не на нее, а только на пребывающую внутри нее сущность вещей. Поэтому метафизик, созерцающий бытие вещей, ничего не доказывает с помощью внешних причин, но [доказывает] посредством движущей и целевой причины. Это и есть начало, иначе говоря, идея, в которой Бог сотворил все, не взирая ни на что внешнее. И об этом вполне ясно говорит Боэций в кн.Ill «Об утешении»: «О Зодчий мира и движения побудитель мудрый»,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes