На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 39

извергнул творения или же сотворил вне Себя как бы в чем-то бесконечном и пустынном. Ибо ничто не воспринимает ничего; и оно не может быть ни носителем, ни ограничением, ни целью какого бы то ни было действия. Если только представишь себе, что нечто воспринимается посредством ничто и ограничивается через ничто, то сие нечто будет не сущим, но само будет ничто. Бог сотворил все не так, чтобы все оставалось вне Его или подле Него и помимо Него, наподобие прочих творцов, но воззвал все из ничто, то есть из небытия, к бытию, которое надлежало найти, стяжать и обрести в Нем. Ведь Он есть бытие. Поэтому многозначительно сказано не «сначала», но в начале сотворил Бог. Как же иначе все могло быть, если не в бытии, каковое есть начало? И вот поэтому поясняется ниже в Прем.1: «Бог создал все для бытия»98, и Рим.4: «Он называет несуществующее, как существующее»99 и многое подобное этому. Здесь опять-таки подобает заметить, что как, согласно Боэцию, с тем, что есть, может что-то случиться, с самим же бытием ничего не случается100, так и вне всего, что есть, может быть что-то, но вне самого бытия ничего быть не может. Третий из четырех пунктов, что Он именно сотворил — в прошлом, — но тем не менее всегда пребывает в начале творения, я поясняю так: Бог творит все как бытие, творит в бытии и для бытия, Прем.1: «Он создал все для бытия». Однако бытие есть первоначало и происхождение всего; отсюда проистекает, что всякое деяние Божье ново, Прем.7: «Покоясь в себе, Он все обновляет»101, Откр.22: «Се, творю все новое»102. Поэтому в Ис.41 говорится: «Аз — первый и последний»103. И вот, Он сотворил так, что все же во всякое время продолжает творить. Ведь то, что — в начале и чей конец есть начало, всегда возникает, всегда рождается и всегда рождено. Августин в кн.1 «Исповеди» говорит: «Все вчерашнее и то, что позади него, Ты делаешь сегодня, Ты сделал сегодня»104. Итак, Он сотворил все в начале, ибо в Себе, начале самом по себе. И опять-таки, Он сотворил все в Себе, в начале самом по себе, ибо прошедшее и минувшее Он творит сегодня сызнова и впервые. И то и другое не как у других мастеров, ведь они творят не в себе и, прекращая творить, покидают творение. Четвертое и последнее, — а именно, что творение и всякий труд Божий сразу и тотчас завершаются и приводятся к совершенству в самом начале творения, — явствует из сказанного. Ведь где совпадают конец и начало, там становление и завершение, возникновение и совершенство в силу необходимости существуют одновременно. Но будучи бытием, Бог есть происхождение, «начало и конец»105. И как прежде бытия нет ничего, так и после бытия ничего нет, ибо бытие есть предел всякого становления. Сущее как таковое не претерпевает становления и не может стать чем-то. Посему, когда достигнуто искомое состояние, движение прекращается. Тому, что является домом, уже не стать домом, если только он не будет побелен и подобное, если он, конечно, еще не белен. И вот так сотворение и всякое деяние Божье, едва лишь начавшись, сразу становятся совершенными. Втор.32: «Дела Божий совершенны»106, и псалом: «Он сказал, — и сделалось»107. Ибо Он есть происхождение, или «начало и конец», Откровение, главы первая и последняя. Сводя воедино, кратко изложим [сказанное] по отдельности: Бытие есть Бог в Его сущности. Поэтому от Него, и лишь от Него, получают все вещи свое бытие. Итак, Бог сотворил небо и землю. Это во-первых. Далее: помимо Бога, иначе говоря, помимо бытия, нет ничего. Итак, либо Он не сотворил, либо сотворил все в Самом Себе, в начале. Это второе. Августин: «из Него и в Нем». Кроме того, будучи бытием, Бог есть первое и последнее, «начало и конец». Итак, все, что Он


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes