|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 38
бытие есть Бог. Итак, подлинно, что Бог есть90.
Третье: ни одна вещь не может покинуть себя самое, как говорит Августин в труде «О
бессмертии души»91. Но бытие есть Бог, как сказано выше. Итак бытие не может покинуть
Бога, чтобы Его не было.
Далее, в-четвертых: то, чем является вещь, она получает не от чего-то иного, как говорит
Авиценна92. Имеешь ли в виду существование отдельного человека или же нет, человек есть
смертное разумное существо. И Августин говорит, что нет ничего «столь вечного, как идея
круга»93. Но бытие есть сущность Бога, или Бог. Итак, вовеки истинно, что Бог есть. — Бог есть,
следствие очевидно, ибо все, что есть, есть благодаря бытию, бытие же есть Бог. И вот об
этом-то написано в Исх.3: «Сущий послал меня»94.
В начале сотворил Бог небо и землю. Надлежит заметить, что на основании предпосланного
тезиса, первое свидетельство трактуется здесь в соответствии с его четырьмя отрывками, при
этом разъясняются и прочие высказывания. Такой метод будет присущ в целом
произведению толкований и проповедей: по ходу объяснения одного свидетельства кратко и
бегло затрагиваются многие другие, которые на своих местах рассматриваются планомерно и
тщательно.
Итак, выделим то, что доказывается из приведенного тезиса. Первое, Бог, и только Он,
сотворил небо и землю, то есть высшее и низшее, и следовательно, все. Второе, сотворил в
начале, то есть в Самом Себе. Третье, именно сотворил, — в прошедшем, — однако же Он
всегда пребывает в начале творения и начинает творить. Четвертое, творение и всякий труд
Божий сразу и тотчас завершаются и приводятся к совершенству в самом начале творения.
Ибо говорится: в начале сотворил, — глагол в прошедшем совершенном времени.
Первый из четырех пунктов разъясняется следующим образом: сотворение есть сообщение
бытия, и нет нужды добавлять «из ничего»95, ведь прежде бытия ничего нет96. Однако
достоверно известно, что бытие сообщается вещам не чем иным, как бытием, и только им,
наподобие того, как возможность быть белым — лишь белизной. Итак, Бог, и только Он,
поскольку является бытием, творит, или же сотворил. Здесь мы находим ясный ответ на
вопрос, может ли акт творения быть вверен кому-то другому, о чем в своем месте будет
сказано более полно.
Второй из четырех пунктов, а именно, что Он сотворил в начале, то есть в Себе Самом,
разъясняется так: сотворение дает, или сообщает, бытие. Но бытие есть начало и существует
прежде всего, и до него и вне его нет ничего. Но это и есть Бог. Итак, Бог сотворил все в
начале, то есть в Себе Самом, ибо сотворил все в бытии, оно же есть начало и есть Сам Бог.
Здесь надлежит заметить, что все, что Бог творит, делает или производит, Он делает или
производит в Себе Самом. Ибо то, что находится и что возникает вне Бога, находится и
возникает вне бытия; и вовсе не возникает, поскольку целью самого становления является
бытие. Августин в кн.ИѴ «Исповеди» говорит: Бог создал все. «Он не ушел от Своего
создания: но оно из Него и в Нем»97. Иначе поступают другие художники. Ведь архитектор
строит дом вне себя как потому, что вне его находятся прочие сущности, так и потому, что
древесина и камни, из каковых состоит и строится дом, имеют бытие не от него и не в нем, а
от кого-то другого и в ком-то другом. Итак, да не составишь себе ложного представления, что
Бог якобы
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|