На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 37

произведения так зависят от первого, а именно, «Произведения тезисов», что без него от них нет большой пользы, ибо постановка вопросов и толкование высказываний в большинстве случаев основаны на одном из тезисов. Дабы сие было показано на примере и был ясен ход рассуждений во всем «Трехчастном труде», мы предварительно разберем первый тезис, первый вопрос и толкование первого высказывания. Итак, первый тезис: Бытие есть Бог. Первый вопрос о Божестве: Есть ли Бог? Первое свидетельство Священного Писания: В начале сотворил Бог небо и землю. Во-первых, посмотрим, каким образом изъясняется тезис, во-вторых, как на его основании разрешается вопрос и, в-третьих, как на этом же основании толкуется приведенное высказывание. Бытие есть Бог. Этот тезис следует, во-первых, вот из чего: если бытие есть нечто отличное от самого Бога, то Бога или нет или Он не является Богом. Ибо каким образом существует нечто или каким образом чем-то является то, с чем бытие различествует, чему оно чуждо и от чего оно отделено? — Либо, если Бог есть, то Он в любом случае существует посредством чего-то другого, поскольку бытие есть нечто другое, нежели Он. — Значит, либо Бог и бытие суть одно, либо Бог имеет бытие от другого; поэтому, согласно нашему предположению, есть не Сам Бог, но нечто отличное от Него, предшествующее Ему, и это есть причина Его бытия. Кроме того: все, что есть, имеет посредством бытия и от бытия то, чем оно могло бы быть или что оно есть. Итак, если бытие есть нечто отличное от Бога, то сущее имеет бытие от чего-то другого, нежели Бог. Кроме того: прежде бытия нет ничего. А потому сообщающий бытие творит и является творцом. Ведь творить означает вызывать из небытия к бытию. Но известно, что все имеет бытие от бытия самого по себе, наподобие того, как все белое имеет своим источником белизну. Итак, если бытие есть нечто иное, чем Бог, творцом должен быть кто-то отличный от Бога. Опять-таки, в-четвертых, все обладающее бытием есть (если отказаться от прочих определений) тем же образом, как все обладающее белизной есть белое. Если же бытие есть нечто другое, нежели Бог, то вещи могут существовать без Бога. Поэтому Бог не является не только первопричиной, но и вообще причиной вещей, которые существуют. Далее, в-пятых, помимо бытия и прежде бытия есть только ничто. Итак, если бытие есть нечто иное, чем Бог, и чуждое Богу, то Бог был бы ничем либо, как сказано выше, происходил бы от чего-то отличного от Него и предшествующего Ему; и сие что-то как для самого Бога, так и для всех вещей было бы Богом. На изложенное указывают слова из «Исхода», глава 3: «Я есмь Сущий»89. Первый вопрос: Есть ли Бог? Надобно сказать, что есть. Из уже поясненного тезиса я заключаю, во-первых: если нет Бога, то нет ничего. Следствие ложно, а значит ложна и предпосылка, а именно, что Бога нет. — Вывод доказывается так: если нет бытия, то нет ничего сущего или есть ничто, как если нет белизны, то и нет ничего белого. — Но бытие есть Бог, как свидетельствует тезис. Стало быть, если нет Бога, то нет ничего. Ложность вывода доказывает природа, ощущения и разум. Потом, второе заключение из сказанного таково: не бывает выражения более истинного, нежели то, где об одном и том утверждается что-то одно, например, человек есть человек. Но


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes