На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 36

соотнесенности с ним. По этой причине они получают в самом субъекте числовое измерение и членение83, и только в ту меру, в какую субъект вовлекается в определение подобного рода акциденций, обладающих бытием. Совершенно иначе обстоит дело с упомянутыми общими понятиями. Само бытие и то, что тождественно с ним, вплоть до возможности обращаться в него, не последует вещам в качестве чего-либо позднейшего, но предшествует всему в вещах. Ибо само по себе бытие не получает то, что оно есть, в чем-то, от чего-то и через что-то, оно не приходит извне и ни к чему не присоединяется, однако предшествует и существует прежде всего. И посему бытие всех вещей исходит непосредственно от первой причины и всеобщей причины всех вещей. Итак, от бытия самого по себе и через него и в нем есть все, само же оно — не от чего-то другого. Ибо что отличается от бытия, то не существует или есть ничто. Потому что бытие как таковое относится ко всему как осуществление и совершенство, и оно есть действительность как всех вещей, так и форм84. Вот почему Авиценна говорит в кн.8 «Метафизики», гл.6: «То, чего жаждет каждая вещь, есть бытие и совершенство бытия, поскольку оно есть бытие», и добавляет: «то, что воистину потребно, есть бытие»85. Отсюда следует, что любая вещь, как бы подвижна и изменчива она ни была, уже в силу того, что она существует, является объектом созерцания метафизика, — как и сама материя, корень преходящих вещей. И еще раз: бытие всех вещей, поскольку оно есть бытие, имеет свою меру в вечности, ни в коем случае не во времени. Разум же, чьим предметом является сущее86 и каковой воспринимает, согласно Авиценне, сущее прежде всего прочего, отстраняется от здесь и теперь и, следовательно, от времени. Августин, намекая на сказанное, говорит в кн.ѴИИ «О Троице», гл.1: «Премудрость мудра, и мудра через себя самое. И если какая-либо душа, ставшая мудрой через сопричастность премудрости, сызнова станет безумной, премудрость пребудет в себе. И когда душа обратится к безумию, она не изменится. Ставший мудрым посредством нее весьма отличается от того, чье тело бело, благодаря своей белизне. Когда тело переменит свой цвет на другой, его белизны не останется, и она полностью прекратит свое бытие»87. Во-вторых, предваряя дальнейшее, надлежит заметить, что раннее и высшее вообще ничего не получает от последующего и остается неприкосновенным по отношению к тому, что находится в нем. Наоборот, раннее и высшее влияет на низшее и последующее и нисходит в него со своими свойствами и уподобляет себе как причина — причиною обусловленное и как действующее — страдающее. Ведь сущности первого и высшего, поскольку оно «изобильно само по себе»88, свойственно влиять и воздействовать на низшее своими свойствами, среди коих есть единство и неделимость. Разделенное в низшем всегда едино и неделимо в высшем. Из сего следует, что высшее никоим образом не разделяется в низшем, но, оставаясь неделимым, собирает и объединяет разделенное в низшем. Наглядным примером сказанному служат члены одушевленного существа, в каковых душа не делится, но, будучи нераздельной, отдельные части соединяет себе, чтобы они имели единую душу и единую жизнь, единое бытие и единое желание жизни, так что, если голову человека представить на северном полюсе, а ноги — на полюсе южном, то нога от головы была бы удалена не на большее расстояние, чем от себя самое, и в отношении бытия, жизненной силы, души и жизни она не была бы ниже головы. Ведь в едином нет расстояния и нет ничего низшего в сравнении с другим, нет вообще никакого различия образа, порядка и действия. Предваряя дальнейшее, отметим третье и последнее. Второе, как, впрочем, и третье,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes