|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 29
Да, воистину так. Кого можно обрести и стоящим, Он никогда не возьмет распростертым, ибо
благость Божия созерцает все вещи в [их] совершенстве.
Тут спрашивали: отчего в таком случае Бог не призывает людей, о которых Он знает, что им
предстоит отпасть от благодати крещения, чтобы они умерли в своем детстве, пока еще не
пришли к применению разума, — раз Ему о них ведомо, что они падут и вновь не восстанут;
ведь это было бы их наилучшим?
Тогда я сказал: Бог — не разрушитель всякого блага, а исполнитель. Бог — не разрушитель
природы, а ее завершитель; и благодать не разрушает природу, она ее завершает. Если Бог
нарушит природу в самом начале, то над ней свершится насилие и беззаконие, сего Он не
делает. Человек обладает свободной волей, посредством которой он может выбирать блого
и зло. Господь предлагает ему в злодеянии смерть, а в благодеянии жизнь. Человек должен
остаться свободным и властвовать над всеми своими деяниями цельно и непринужденно.
Благодать не отменяет природу, она ее завершает. Преображение не отменяет благодать,
оно ее завершает, ибо преображение есть исполнение благодати. Итак, в Боге нет ничего, что
разрушало бы что-то, имеющее каким-либо образом бытие, но Он есть завершитель всего.
Так же и мы не должны в себе разрушать никакое, даже самое малое блого, даже
незначительный путь ради великого, но должны возводить его к Наивысшему59.
Тут говорилось об одном человеке, который однажды решил начать новую жизнь, и я сказал
в таком роде: что человеку следует стать человеком, ищущим Бога во всем и обретающим
Бога во всякий час и на любом месте и при всех людях во всех образах. В этом можно всегда
возрастать беспрерывно и расти, никогда не приходя к концу возрастания.
23. О внутренних и внешних делах
Положим, некий человек со всеми своими внутренними и внешними силами возжелал войти
в себя самого, и он находится в таком состоянии, что в нем нет никаких образов и никаких
понуждающих устремлений, и так он остается без всякого дела, внутреннего, а равно и
внешнего. — В этом случае надо подумать, не подвигнет ли сие само по себе к действию.
Если получится так, что человека не тянет ни к какому деланию, и он не захочет ничего
предпринять, то следует себя к деланию, будь оно внутренним или внешним, принудить. Ибо
человек не должен себя оставлять чем-либо довольным, каким бы хорошим это ни было и ни
представлялось. И где человек иной раз окажется под принуждением или ограничением,
пусть люди увидят, что он скорей здесь задействован, нежели действует сам, и что он учится
сотрудничать со своим Богом. Не то чтобы надо отпасть, изменить или отречься от своей
внутренней сути, нет, но надлежит в ней и с ней и из нее научиться действовать так, чтобы
сокровенное изводить в действие, а действие вводить в сокровенное, привыкая подобным
образом без принуждения делать. Ибо должно направить свой взор на сие сокровенное
дело и из него вовне действовать, идет ли речь о чтении, о молитве или о каком-то, если
случится, внешнем труде. Однако если внешнее делание захочет отменить сокровенное, то
сокровенному следуй. А если оба сумеют совпасть, то это было бы наилучшим, чтобы
сотрудничать с Богом.
Теперь вопрос: какое еще сотрудничество может иметь человек, коль скоро он [уже]
отказался от себя самого и всех дел, — как сказал святой Дионисий: тот наивысочайше
рассуждает о Боге, кто от полноты внутреннего богатства может о Нем наиглубочайше
молчать60, — и коль скоро отпадают образы и дела, хвала и благодарность или то, что еще
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|