|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 10
праведен на всех местах и среди всех людей. Кто же идет стезей лжи, тот на всех местах и
среди всех людей лжив. Кто праведен, тот подлинно имеет Бога с собою. Кто же подлинно
имеет Бога, тот имеет Его во всех местах, на улице и среди прочих людей с тем же успехом,
как в церкви или пустыни иль в келье. Ведь если кто Им и только Им обладает, то такому
человеку не может ничто помешать.
Почему?
Потому, что он обладает только Богом и помышляет только о Боге, и все вещи для него
становятся сплошным Богом. Такой человек носит Бога во всех своих деяниях и на всех
местах, и все поступки этого человека совершает исключительно Бог. Ведь кто поступок
предопределяет, тому и принадлежит поступок, — подлинней и действительной, чем тому,
кто поступок совершает. Итак, если мы имеем перед глазами одного и только одного Бога,
то, поистине, Он должен совершать наши поступки; во всех же Его поступках никто не в силах
Ему помешать, никакая толпа и никакое место. Также и человеку такому не в состоянии
никто помешать, ведь он, кроме Бога, ни к чему не стремится и ничего не взыскует, и ничто
ему не по вкусу, потому что Он становится един с человеком во всяком его устремлении. И
как Бога не может рассеять никакая множественность, так и подобного человека ничто не
может ни рассеять, ни разнообразить, ведь он един в том едином, в котором всякая
множественность есть единое и не множественное.
Человеку надлежит схватывать Бога во всем и подобает приучать свой дух к тому, чтобы
всегда лицезреть Бога в духе, в стремлении и в любви. Посмотри, как ты помышляешь о Боге,
когда находишься в церкви или в келье: это самое сосредоточение сохраняй и неси во
множественность, непокой и нетождество. Но, как я часто говаривал, когда рассуждают о
тождестве, не имеют в виду, что все мол дела надо мыслить как равные, или все места или
же всех людей. Это было бы вовсе неверно, ведь молитва — лучшее дело, чем прядение, а
церковь — более достойное место, нежели улица. И все же ты должен во всех делах иметь
неизменный дух и неизменное доверие и неизменную любовь к своему Богу и неизменную
трезвенность. Поверь, будь ты столь неизменен, никто не помешал бы тебе быть с твоим
Богом.
Но в ком Бог не укоренен так глубоко, кто должен постоянно воспринимать Бога извне, в том
и в другом, и кто ищет Бога разными способами, будь то в трудах или среди людей или по
местам, тот не имеет Бога. И может легко что-то случиться, что такому человеку станет
помехой, ибо он не имеет Бога, и он ищет не только Его, и любит и взыскует не только Его. А
потому не только злое общество ему помешает, ему помешает и доброе, не только улица, но
и церковь, не только злые слова и поступки, но также добрые слова и поступки; ибо
препятствие находится в нем, потому что в нем Бог не стал еще всем. А ведь если бы с ним
такое случилось, то на всех местах и со всеми людьми ему бы стало вольготно, ибо он Бога
имеет, и никто Его у него не может отнять, и никто не может воспрепятствовать ему в его
деле.
Но в чем же заключается сие истинное обладание Богом, когда Им истинно обладают?
Сие истинное обладание Богом заключается в духе, а равно в сокровенном, разумном
обращении и стремлении к Богу, [но] не в постоянном, равномерном размышлении о Нем,
поскольку такое наличие в мыслях было бы для природы невозможным и весьма тяжким и к
тому же не наилучшим. Человеку не следует ни обладать, ни позволять себе удовлетворяться
мыслимым Богом, ведь когда мысль иссякнет, тогда исчезнет и Бог. Обладать надлежит
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|