|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Майстер Экхарт
Об отрешенности
стр. 8
2. О наисильнейшей молитве и высочайшем деле
Молитвословие сильнейшее и почти всемогущее, всех вещей достигающее, а равно и дело,
самое достойное среди всех прочих, суть те, что проистекают из свободного духа. Чем дух
свободней, тем сильней, достойней молитвословие и дело, тем более оно действенно,
достохвально и совершенно. Свободный дух способен на все.
Что есть свободный дух?
Свободный дух есть тот дух, что ничем не прельщается и ни к чему не прилеплен, чье блого
не связано ни с каким представлением; [он] вменяет свое ни во что, скорей же погружен в
любезную волю Божью и отрешен от своего. Человек никогда не сумеет совершить даже
малого дела, если оно не будет здесь черпать своей силы и своей мощи. Надо молиться
усердно, да возникнет желание, чтобы все людские члены и силы, оба глаза, уши, уста,
сердце и все помыслы направлены были на это. И прекращать подобает не раньше, чем
почувствуешь, что объединяешься с Тем, Кого постоянно имеешь с собой и Кому возносишь
молитву, то есть с Богом.
3. О страстных людях, которые полны своеволия
Люди говорят: «Ей-ей, господин, я желаю стоять в правоте перед Богом и иметь такое
благоговение и примирение с Ним, как и другие люди имеют, и я хочу, чтобы со мной то же
случилось или чтобы я был так же беден!» или «Не видать мне блага, если не буду я там-то и
там-то и не поступлю так или этак! Я должен жить на чужбине или в скиту или в монастыре».
Воистину, здесь повсюду ты сам, и больше нет ничего. Это есть своеволие, если даже ты этого
не осознаешь или тебе так не кажется. Никогда в тебе не возникнет разлад, который
проистекал бы не из своеволия, видят ли это или не видят. А что думаем мы? — Человек
должен бежать одного, искать же другого: места, людей, путь или эту общину или это
занятие. Не в том причина, что тебе сей путь и сии вещи мешают; сам ты в вещах, что тебе и
мешает, ибо к вещам ты относишься извращенно.
Потому начни сперва с себя самого и покинь себя! Воистину, если сначала не убежишь от
себя, то, куда б ты ни бросился, всюду обретешь преткновение и раздоры, и так будет всегда.
Люди, которые ищут покоя во внешних вещах — будь то в местах или в образах жизни, у
людей либо в трудах, на чужбине или в бедности иль в поругании, каким бы великим сие ни
было или чем бы еще сие ни было, — все это, однако, ничто и покоя не дарует8. Те, что так
ищут, ищут совершенно не там: чем дальше они убредают, тем меньше они обретают, что
ищут. Они идут как тот, кто перепутал дорогу: чем дальше идет он, тем больше сбивается с
пути. Но что же должен он делать? Сперва должен покинуть себя самого, тогда покинул он
все. Подлинно, брось человек королевство или весь мир, но сохрани себя самого, — ничего
он не бросил. Да, а если человек от себя самого отступился, то он покинул все вещи, которые
также имеет: богатство или честь или еще что-нибудь.
Один святой замечает по поводу слова, что изрек святой Петр: «Посмотри, Господи, мы все
вещи оставили!»9, — а ведь он оставил не больше, чем пустую сеть и свой кораблик, —
святой замечает: «Кто малое добровольно оставит, тот оставит не только его, но оставит он
все, что мирские люди могут стяжать, да и то, что они только могут возжаждать»10. Ибо кто
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|