|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Альбрехт Дюрер
Дневники. Письма. Трактаты. Том 2
стр. 118
Ты должен знать также, что подобно тому, как все эти вышеназванные вещи получаются в
линиях, так же происходят они и в плоских вещах. И подобно тому, как это происходит с плоскими
вещами, так же получается и со всяким мягким телом, которое обладает шириной, толщиной и
подвижностью. Ибо такое тело можно сгибать, искривлять, поворачивать, обвивать, вытягивать,
сдавливать и сдвигать подобно линиям, ибо не бывает тела без линий. Поэтому все вышеназванные
понятия могут быть применены в телах, так же как в линиях.
Заметь теперь, в каких случаях следует применять в человеке эти шесть различий.
Во-первых, понятие согнутое применяется к человеческим суставам. Но не следует сгибать
кости, тогда они сломаются. Поэтому я показал здесь в рисунке, что линии между точками должны
оставаться прямыми.
Во-вторых, искривленное применимо к жилам и мускулам человеческого тела. Ибо если
человек наклоняется в сторону, назад или вперед, то его жилы и мускулы искривляются внутрь или
наружу.
В-третьих, повернутое применяется к суставам, как, например, когда кто-либо поворачивает
голову, также торс, руки, бедро. И большая часть суставов может быть повернута таким образом.
В-четвертых, обвивающееся применимо к мускулам и жилам человеческого тела. Ибо когда ты
поворачиваешь какой-либо член, то все мягкие части обвивают его от одного конца к другому, будь
то в шее, торсе, руках или бедрах.
В-пятых, заметь, что вытянутое и сжатое весьма употребительны по отношению к
человеческому телу. И вытягивание делает тоньше, а сжатие толще. И обрати внимание: если ты
вытянешь руку, то жилы натягиваются и растягивают мускулы в длину, тогда рука становится
тоньше. Если же ты сгибаешь руку, то мускулы сдавливаются и выпирают с боков, и рука становится
толще. Так же обстоит и с другими частями тела.
В-шестых, сдвинутое применяется в человеческом теле в членах, когда один выдвигается
вперед или отодвигается назад, или когда один член пригибается к другому, или когда тело
искривляется, причем мускулы растягиваются, выпирают или сдвигаются к одной стороне.
Все эти шесть различных вещей могут, как указано выше, получаться в человеческом теле все
сразу в результате движения, причем члены согнутся, повернутся и сдвинутся и одновременно
искривятся, обовьются, вытянутся и славятся мускулы и другие частитела. Так одно вызывает другое,
как часто наблюдается в природе.
С помощью всех этих вышеописанных вещей ты можешь прядать твоим фигурам любую
нужную тебе позу, но только следи за тем, чтобы она была сообразна природе. И, в особенности, имей
в виду, что всякое преувеличение дурно. Не следует ни слишком преувеличивать, ни слишком
преуменьшать все подобные вещи, ибо жесты станут либо слишком грозными, либо слишком
ленивыми. Это подошло бы только в том случае, если бы кто-либо специально старался изобразить
наглого или сонного человека. И все это можно применять в фигурах мужчины, женщины, ребенка,
лошади и других существ.
Следует знать, что при сгибании назад и вперед все мои вышеописанные фигуры не сохраняют
во всех своих частях и членах указанную выше толщину и ширину. Ибо подвижность отнимает у
одной части и прибавляет к другой, поэтому все эти вещи изменяются. Яснее всего это можно понять,
постоянно срисовывая живых людей, ибо тогда можно увидеть, как это происходит во всех членах. И
пусть каждый остерегается ошибиться в своем произведении.
Также, если хотят согнуть фигуру, то среди многих способов есть один, которым пользуются
скульпторы: рисуя фигуру, помещают или заключают в кубические или иные многоугольные тела ее
важнейшие части, находящиеся между поперечными линиями. Это служит, как они говорят, для
придания позы. И подобно тому, как заключают голову, так же заключают и шею, и туловище -кусок
за куском, до талии и затем до конца бедер, — далее ляжки до колена и подобным же образом голень
и ступню. Так же поступают и с руками. И при помощи отвесных и поперечных парных линий в
каждом многоугольном теле могут быть легко показаны все части, точки и линии тела и место, где
должна находиться каждая вещь. Но такие многоугольники не могут и не должны иметь всегда
правильные или прямые углы, но могут быть вытянутыми и могут быть направлены своими углами по
движению тела так, чтобы это облегчало понимание.
И чтобы показать, как сказано выше, как можно сгибать и поворачивать вышеописанные
фигуры, я воспользуюсь для обучения первым описанным изображением мужчины из первой
книжечки.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|