|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 315
дозволено идти, чтобы сдать его на руки поэта Стация, которого в средние века считали
христианином; тот поведёт его к Беатриче. Так к блужданию в тёмном лесу пристраивается хождение
по трём загробным царствам. Связь между тем и другим мотивом несколько внешняя,
воспитательная: странствования по обителям Ада, Чистилища и Рая — не выход из юдоли земных
заблуждений, а назидание примерами тех, которые нашли этот выход, либо не нашли его, или
остановились на полпути. В иносказательном смысле сюжет «Божественной Комедии» — человек,
поскольку, поступая праведно или неправедно в силу своей свободной воли, он подлежит
награждающему или карающему Правосудию; цель поэмы — «вывести людей из их бедственного
состояния к состоянию блаженства». Так говорится в послании к Кан Гранде делла Скала, властителю
Вероны, которому Данте будто бы посвятил последнюю часть своей комедии, толкуя её дословный и
сокровенный аллегорический смысл. Послание это заподозрено как дантовское; но уже древнейшие
комментаторы комедии, в числе их и сын Данте, пользовались им, хотя и не называя автора; так или
иначе, но воззрения послания сложились в непосредственном соседстве с Данте, в кружке близких к
нему людей.
Загробные видения и хождения — один из любимых сюжетов старого апокрифа и
средневековой легенды. Они таинственно настраивали фантазию, пугали и манили грубым реализмом
мучений и однообразной роскошью райских яств и сияющих хороводов. Эта литература знакома
Данте, но он читал Вергилия, вдумался в аристотелевское распределение страстей, в церковную
лествицу грехов и добродетелей — и его грешники, чающие и блаженные, расположились в стройной,
логически продуманной системе; его психологическое чутьё подсказало ему соответствие
преступления и праведного наказания, поэтический такт — реальные образы, далеко оставившие за
собой обветшалые образы легендарных видений.
Весь загробный мир очутился законченным зданием, архитектура которого рассчитана во всех
подробностях, определения пространства и времени отличаются математическою и астрономическою
точностью; имя Христа рифмует только с самим собой и не упоминается вовсе, равно как и имя
Марии, в обители грешников. Во всём сознательная, таинственная символика, как и в «Обновлённой
жизни»; число три и его производное, девять, царит невозбранно: трехстрочная строфа (терцина), три
кантики Комедии; за вычетом первой, вводной песни на Ад, Чистилище и Рай приходится по 33
песни, и каждая из кантик кончается тем же словом: звезды (stelle); три символических жены, три
цвета, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же
грешников, им пожираемых; тройственное распределение Ада с девятью кругами и т. д.; девять
уступов Чистилища и девять небесных сфер. Все это может показаться мелочным, если не вдуматься в
миросозерцание времени, в ярко-сознательную, до педантизма, черту дантовского миросозерцания;
все это может остановить лишь внимательного читателя при связном чтении поэмы, и все это
соединяется с другой, на этот раз поэтической последовательностью, которая заставляет нас
любоваться скульптурной определённостью Ада, живописными, сознательно бледными тонами
Чистилища и геометрическими очертаниями Рая, переходящими в гармонию небес.
Так преобразовалась схема загробных хождений в руках Данте, может быть, единственного из
средневековых поэтов. овладевшего готовым сюжетом не с внешней литературной целью, а для
выражения своего личного содержания. Он сам заблудился на половине жизненного пути; перед ним,
живым человеком, не перед духовидцем старой легенды, не перед описателем назидательного
рассказа или пародистом фабльо, развернулись области Ада, Чистилища и Рая, которые он населил не
одними лишь традиционными образами легенды, но и лицами живой современности и недавнего
времени. Над ними он творит суд, какой творил над собою с высоты своих личных и общественных
критериев: отношений знания и веры, империи и папства; он казнит их представителей, если они
неверны его идеалу. Недовольный современностью, он ищет ей обновления в нравственных и
общественных нормах прошлого; в этом смысле он laudator temporis acti в условиях и отношениях
жизни, которым Боккаччио подводит итог в своём Декамероне: какие-нибудь тридцать лет отделяют
его от последних песен Божественной Комедии. Но Данте нужны принципы; погляди на них и ступай
мимо! — говорит ему Вергилий, когда они проходят около людей, которые не оставили по себе
памяти на земле, на которых не взглянет Божественное Правосудие и Милость, потому что они были
малодушны, не принципиальны (Ад, III, 51). Как ни высоко настроено миросозерцание Данте,
название «певца правосудия», которое он даёт себе (De Vulg. El. II, 2), было самообольщением: он
хотел быть неумытным судьёй, но
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|