|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 312
песен. Понятна психологически и легендарная обстановка рассказа, сложившаяся в равеннских
кружках.
Внешняя судьба Данте Алигьери за все это время полна неясностей; он постоянно исчезает из
глаз; фактических сведений о нём мало. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны,
Бартоломео делла Скала; поражение в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во
Флоренции, обрекло его на долгое странствование по Италии. Мы видим его в Болонье, в Луниджьяне
и Казентино. В 1308-9 гг. он очутился в Париже, где выступал с честью на публичных диспутах,
обычных в университетах того времени. Здесь застала его весть, что император Генрих VII собирается
в Италию. Идеальные грёзы его «Монархии» воскресли в нём с новой силой; он вернулся в Италию
(вероятно, в 1310-м либо в начале 1311 г.), чая ей обновления, себе — возвращения гражданских прав.
Его «послание к народам и правителям Италии» полно этих надежд, восторженной уверенности; он
сам спешит преклониться перед цезарем-освободителем, в котором воплощал свои политические
грёзы; он надеялся, торжествовал и грозил; это даёт содержание его письмам к императору и
гражданам Флоренции, этому «смрадному логовищу лисицы». Но император-идеалист внезапно
скончался (1313), а 6 ноября 1315 г. Раньери ди Заккария из Орвьетто, наместник короля Роберта во
Флоренции, подтвердил против Данте Алигьери, его сыновей и многих других декрет изгнания,
осудив их на казнь, если бы они попались в руки флорентийцев. Есть известие, что Данте Алигьери
было предложено вернуться, но под условиями унизительными для его достоинства, и будто бы Данте
Алигьери горделиво отказался. Так говорит Боккаччио и дантовское письмо к одному безымённому
флорентийскому другу, заподозренное новейшей критикой, как многие другие послания Данте
Алигьери.
С 1316-17 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да
Полента, представитель нарождавшегося типа культурного тирана и поэт. Здесь писались или
дописывались песни Рая, в кругу детей, среди друзей и поклонников, которых Боккаччио застал уже
стариками и рассказы которых он записал. Латинские эклоги, которыми Данте Алигьери обменялся в
последние годы жизни с болонским эрудитом и поэтом Джиованни ди Вирджилио, бросают вечерний
свет на интимные отношения старившегося поэта. Джиованни звал его в Болонью, манил лавровым
венком; и Данте Алигьери он когда-то снился, но во Флоренции, на берегах родного Арно. Теперь
уже поздно, говорит он, да и друзья тревожно спрашивают: неужели он согласится? Сцена действия
эклог, в которых беседующие лица — пастухи с классическими именами, подсказана идиллией и
вместе действительностью: от неё веет прохладой соснового леса, знаменитой равеннской Пинеты,
шёпот которой вспомнился Данте Алигьери в видениях земного рая (Purg. XXVIII, 19 и сл.).
Данте Алигьери скончался 6 сентября 1321 г. и похоронен в Равенне; великолепный мавзолей,
который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут за смертью последнего; ныне
сохранившаяся гробница относится к более позднему времени. Всем знакомый портрет Данте
Алигьери лишён достоверности: Боккаччио изображает его бородатым вместо легендарного гладко
выбритого, но в общем его изображение отвечает нашему традиционному: продолговатое лицо с
орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно
грустный и сосредоточенно-задумчивый. В трактате о «Монархии» сказался Данте Алигьери-политик;
для понимания поэта и человека важнее всего знакомство с его трилогией Vita Nuova, Convivio и
Божественной Комедией. Это в самом деле трилогия, хотя не в том смысле, как понимает её новейшая
нем. критика, перенося в средние века обострённую борьбу современного человека, переходящего от
детски непосредственной веры в период рационалистических сомнений, из которых полнота знания
может снова вернуть к сознательному утверждению того, во что наивно верило сердце.
Данте Алигьери был человек строго религиозный и не пережил тех острых нравственных и
умственных колебаний, отражение которых видели в Convivio; тем не менее за Convivio остаётся
среднее в хронологическом смысле место в развитии дантовского сознания, между Vita Nuova и
Божественной Комедией. Связью и объектом развития является Беатриче, в одно и то же время и
чувство, и идея, и воспоминание, и принцип, объединившиеся в одном образе. В числе юношеских
стихотворений Данте Алигьери есть один хорошенький сонет к его другу, Гвидо Кавальканти,
выражение реального, игривого чувства, далёкого от всякой трансцендентности. Беатриче названа
уменьшительным от своего имени: Биче. Она, очевидно, замужем, ибо с титулом монна (= мадонна)
рядом с нею упоминаются и две другие красавицы, которыми увлекались и которых
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|