|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 306
произведению.
Теперь может стать ясным, как определить предмет даруемое части. Ибо, если предметом всего
произведения с точки зрения буквы является «состояние душ после смерти, не определенное, а
общее», делается очевидным, что предмет этой части есть некое состояние, но уже определенное, то
есть «состояние блаженных душ после смерти». И коль скоро предметом всего произведения с точки
зрения аллегорического смысла является человек, то, как — в зависимости от себя самого и своих
поступков — он удостаивается справедливой награды или подвергается заслуженной каре, становится
очевидным, что предмет этой части — определенный, а именно человек и то, как он заслуженно
удостаивается справедливой награды.
То же самое следует сказать о форме части по отношению к форме целого. Таким образом, если
все произведение делится на три части, в данной части имеются два вида деления — деление самой
части и деление песней. Причем собственная ее форма делает невозможным для нее деление на три
части, ибо эта часть сама является частью такого деления.
То же относится и к заглавию книги: коль скоро заглавие всего произведения — «Начинается
"Комедия".» и так далее, согласно сказанному выше, заглавие этой части будет следующим:
«Начинается часть третья "Комедии" Данте....» — и так далее, название которой «Рай».
Установив эти три вещи, коими часть отличается от целого, рассмотрим остальные три,
которыми она нисколько не отличается от целого. Лицо, ведущее повествование и там и тут, -одно,
мною уже упомянутое, что совершенно очевидно.
Цель целого и части может быть многообразна, то есть быть близкой или далекой. Но, оставив
всякие тонкости изысканий, нужно кратко сказать, что цель целого и части — вырвать живущих в
этой жизни из состояния бедствия и привести к состоянию счастья.
Род философии, являющийся исходным для целого и для части, — моральное, или же
этическое, действие, ибо целое задумано не ради созерцания, а ради действия. И хотя в некоторых
местах или отрывках повествование носит характер созерцательный, это происходит благодаря
действию, а не созерцанию, ибо, как говорит Философ во второй книге «Метафизики», «практики
иной раз одновременно созерцают вещи в их различных отношениях».
Рассмотрев предварительно эти вопросы, следует перейти, после того как мы уже частично
затронули его, к вопросу о буквальности; но необходимо отметить сначала, что вопрос о
буквальности есть не что иное, как проявление формы произведения. Данная часть, или часть третья,
названная «Раем», делится главным образом на две части, а именно на пролог и на осуществление
замысла. Вторая часть начинается со следующих слов: «Встает для смертных разными вратами.»
О первой части нужно знать, что, хотя по общепринятому суждению она может называться
вступлением, тем не менее ее должно называть не иначе как прологом в собственном смысле слова, о
чем как будто говорит философ в третьей книге «Риторики», в том месте, где он утверждает, что
«введение есть начало в риторической речи, как пролог — в поэзии и прелюдия — в музыке».
Следует также отметить, что пролог, который вообще может называться вступлением, строится
поэтами иначе, нежели риторами. В самом деле, риторы обычно начинали с того, что помогало бы им
овладеть душой слушателя. Поэты поступают так же, но прибавляют к введению еще какой-либо
призыв. Это нужно им, ибо, прибегнув к великой мольбе, они должны вдобавок к общечеловеческому
призыву испросить у высших субстанций почти Божественный дар. Таким образом, данный пролог
распадается на две части: первая предуведомляет, о чем пойдет речь, вторая содержит призыв к
Аполлону и начинается словами: «О Аполлон, последний труд свершая.»
Относительно первой части надлежит отметить, что, дабы как следует начать, нужны три вещи,
о которых говорит Туллий в «Новой риторике», а именно: необходимо заручиться благосклонностью,
вниманием и послушанием читателя; это особенно важно, по мнению того же Туллия, для сюжета,
носящего удивительный характер. И коль скоро материал, лежащий в основе данного сочинения,
удивителен по своему характеру, чтобы добиться этих трех моментов, следует стараться с самого
начала вступления или пролога поразить читателя. Автор говорит, что речь пойдет о том, что он
сумел запомнить из виденного им на первом небе. Эти слова несут в себе все три названные вещи, ибо
полезность того, о чем будет говориться, порождает благосклонность, удивительный характер
повествования — внимание, его вероятность — жажду знать. Полезность явствует из слов автора о
том, что он желает говорить о вещах, которые приятностью
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|