|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 305
Чтобы понять излагаемое ниже, необходимо знать, что смысл этого произведения непрост;
более того, оно может быть названо многосмысленным, то есть имеющим несколько смыслов, ибо
одно дело — смысл, который несет буква, другое — смысл, который несут вещи, обозначенные
буквой. Первый называется буквальным, второй — аллегорическим или моральным. Подобный
способ выражения, дабы он стал ясен, можно проследить в следующих словах: «Когда вышел Израиль
из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного. Иуда сделался святынею Его, Израиль — владением
Его». Таким образом, если мы посмотрим лишь в букву, мы увидим, что речь идет об исходе сынов
Израилевых из Египта во времена Моисея; в аллегорическом смысле здесь речь идет о спасении,
дарованном нам Христом; моральный смысл открывает переход души от плача и от тягости греха к
блаженному состоянию; анагогический — переход святой души от рабства нынешнего разврата к
свободе вечной славы. И хотя эти таинственные смыслы называются по-разному, обо всех в целом о
них можно говорить как об аллегорических, ибо они отличаются от смысла буквального или
исторического. Действительно, слово «аллегория» происходит от греческого alleon и по-латыни
означает «другой» или «отличный».
Если понять это правильно, становится ясным, что предмет, смысл которого может меняться,
должен быть двояким. И потому надлежит рассмотреть отдельно буквальное значение данного
произведения, а потом, тоже отдельно, — его значение аллегорическое. Итак, сюжет всего
произведения, если исходить единственно из буквального значения, — состояние душ после смерти
как таковое, ибо на основе его и вокруг него развивается действие всего произведения. Если же
рассматривать произведение с точки зрения аллегорического смысла — предметом его является
человек, то — в зависимости от себя самого и своих поступков — он удостаивается справедливой
награды или подвергается заслуженной каре.
Форм — две: форма трактуемого и форма трактовки. Форма трактуемого делится на три части
согласно трем видам деления. Первый вид: все произведение задумано в трех кантиках; второй вид:
каждая часть делится на песни; третий вид: каждая песнь делится на терцины, форма (вид) трактовки
— поэтическая, вымышленная, описательная, с отступлениями и, кроме того, определительная,
разделительная, убеждающая, укоризненная и с точки зрения примеров — положительная.
Заглавие книги нижеследующее: «Начинается "Комедия" Данте Алигьери, флорентийца родом,
но не нравами». По этому поводу необходимо знать, что слово «комедия» происходит от выражений
«comos» — «сельская местность» и также «oda» — «песнь», следовательно, комедия приблизительно
то же самое, что деревенская песня. В самом деле, комедия есть вид поэтического повествования,
отличный от всех прочих; своею сущностью она отличается от трагедии тем, что трагедия в начале
своем восхитительна и спокойна, тогда как в конце смрадна и ужасна. Потому и называется она
трагедией — от «tragos» [«козел»] и «oda» [«песнь»], означая примерно «козлиная песня», то есть
смердящая будто козел, как явствует из трагедий Сенеки. Комедия же начинается печально, а конец
имеет счастливый, как явствует из комедий Теренция. Вот почему некоторые авторы приветственных
посланий обычно придавали посланию «трагическое начало и комичный конец». Трагедия и комедия
отличаются друг от друга и стилем: в одном случае он приподнят и возвышен, в другом — сдержан и
низок, как это угодно Горацию, когда он утверждает в своей «Поэтике», что авторы комедий иной раз
говорят как авторы трагедий и наоборот:
Но иногда и комедия голос свой возвышает. Так
раздраженный Хремет порицает безумного сына Речью,
исполненной силы: нередко и трагик печальный Жалобы
стон издает языком и простым и смиренным.
Этим объясняется, почему данное произведение названо «Комедией»; если мы обратимся к
содержанию, то в начале оно ужасно и смрадно, ибо речь идет об аде, а в конце — счастливо, желанно
и благодатна, ибо речь идет о рае. Если мы рассмотрим язык, он — сдержан и смиренен, ибо это
вульгарное наречие, на котором говорят простолюдинки. Существуют и другие формы поэтического
повествования, а именно буколическая песня, элегия, сатира и посвящение, о чем также
свидетельствует «Поэтика» Горация, но они не имеют никакого отношения к данному
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|