|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 195
принадлежит к числу ее добродетелей. Чтобы уяснить себе меньшую посылку, надлежит знать, что
природа церкви есть форма церкви: верно, что выражение «природа» прилагается к материи и форме,
однако в более собственном значении оно применяется к форме, как показано это в «Физике». Форма
же церкви есть не что иное, как жизнь Христа, заключенная как в Его речах, так и в Его деяниях. Ведь
жизнь Его была идеей и образцом для воинствующей церкви, особенно для пастырей, и в наибольшей
степени — для верховного пастыря, которому надлежит пасти агнцев и овец. Вот почему у Иоанна,
раскрывая форму Своей жизни, Христос говорит: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что и
Я сделал вам»; так и вы поступайте. И особо говорит Он Петру, после того как доверил ему
обязанность пастыря, что мы находим у того же Иоанна: «Петр, иди за Мной». Но что Он имеет
власть светскую, Христос открыто отрицал перед Пилатом. «Царство Мое, — говорит Он, — не от
мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня,
чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». Не следует понимать это так, будто
Христос, будучи Богом, не есть владыка земного царства, ибо Псалмопевец говорит: «Его — море, и
Он создал его, и сушу образовали руки Его». Но означает это, что, будучи образцом для церкви,
Христос не имел попечения о царстве земном. Подобно тому как если бы золотая печать говорила о
себе самой: «Я не являюсь единицей меры ни для чего»; такое изречение неприложимо, когда печать
эта рассматривается как золото, ибо золото в роде металлов есть мера, но приложимо оно постольку,
поскольку печать есть некий знак, способный быть запечатленным на чем-то восприемлющем его.
Итак, для церкви важно говорить и думать то же самое. Говорить или думать противоположное
противоречит, очевидно, ее форме или природе, что одно и то же. Отсюда вывод, что право давать
власть царству земному противоречит природе церкви; противоречие же во мнении или в речи есть
следствие противоречия в вещи, являющейся предметом этой речи или этого мнения; истинное и
ложное в речи имеет причиной бытие или небытие вещи, как наставляет нас тому учение о
категориях. Итак, посредством приведенных выше аргументов было достаточно доказано от
противного, что власть (auctoritas) империи вовсе не зависит от церкви.
XVI.
Хотя в предшествующей главе было доказано от противного, что власть империи не имеет
своей причиной власть верховного первосвященника, однако еще не вполне и лишь косвенно, из
следствия, доказано было, что эта власть зависит непосредственно от Бога; а следствие это таково:
если она не зависит от наместника Бога, она зависит от Бога. Потому для полного решения
поставленной задачи надлежит путем прямого доказательства доказать, что император, или монарх
всего мира, стоит в непосредственном отношении к Главе Вселенной, то есть к Богу. Для уразумения
дальнейшего следует знать, что из всех существ один лишь человек занимает промежуточное
положение между тленным и нетленным; вот почему философы правильно уподобляют его
горизонту, который есть середина между двумя полусферами. Ведь человек, если его рассматривать в
обеих его существенных частях, то есть душе и теле, является тленным, рассматриваемый только со
стороны одной из них, то есть со стороны тела, а со стороны другой, то есть души, он нетленен.
Оттого Философ хорошо говорит о душе как о нетленной во второй книге «О душе», утверждая: «И
это одно бывает отделимо, в качестве постоянно сущего, от тленного». Если, следовательно, человек
есть некое среднее звено между тленным и нетленным, то, поскольку всякая середина причастна
природе обеих крайностей, человеку необходимо быть причастным обеим природам. И так как всякая
природа в конечном итоге предопределяется к некой цели, следует, что у человека цель двоякая, —
если из всех существ он один причастен нетлению и тлению, то один он из всех существ
предопределяется к двум конечным целям: одна из них есть его цель в той мере, в какой он тленен, а
другая — в той мере, в какой он нетленен.
Итак, две цели поставило перед человеком неисповедимое провидение, а именно: блаженство
здешней жизни, заключающееся в проявлении собственной добродетели и знаменуемое раем земным,
и блаженство вечной жизни, заключающееся в созерцании Божественного лика, до которого
собственная его добродетель подняться может не иначе как при содействии Божественного света, и об
этом блаженстве позволяет нам судить понятие небесного рая. До этих двух блаженств, как до двух
разных заключений, нужно доходить при помощи различных
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|