|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 186
новывая свое мнение на многих и различных аргументах, извлекаемых из Священного писания и
неких деяний как верховного первосвященника, так и самого императора, пытаются придать словам
своим некоторую видимость разумности. Ведь они говорят, во-первых, что, согласно Священному
писанию, Бог создал два великих светильника, один большой, другой меньший, чтобы один светил
днем, а другой — ночью. При этом они понимают это как аллегорическую речь об оных двух властях,
духовной и светской. Далее они доказывают, что, подобно тому как Луна, меньший светильник, не
имеет света, кроме того, который она получает от Солнца, так и светская власть имеет авторитет лишь
в той мере, в какой она получает его от власти духовной.
Чтобы опровергнуть и этот, и другие их доводы, нужно предварительно заметить, что
«опровержение довода есть раскрытие заблуждения», по словам Философа в книге «О софистических
доказательствах». И поскольку ошибка может находиться как в материи, так и в форме аргумента,
можно ошибаться двояко, а именно либо допуская ложное, либо строя неправильно силлогизм. И в
том и в другом Философ упрекал Парменида и Мелисса, говоря: «Они допускают ложное и строят
силлогизм неправильно». Я понимаю здесь «ложное» в широком значении, включая немыслимое,
имеющее природу ложного в пределах вероятной материи. Если погрешность будет в форме,
опровергающий должен отвести вывод, показывая, что форма силлогизма не соблюдена. А если
случается погрешность в материи, то либо потому, что допущено нечто абсолютно ложное, либо
потому, что это ложное — относительно. Если ложное абсолютно, то довод надлежит опровергать,
отбрасывая допущение; если же ложное относительно, то это выясняется путем проведения различия.
Рассмотрев это для лучшего уяснения как приведенного, так и ниже приводимых
опровержений, следует заметить, что в отношении мистического смысла возможны ошибки двоякого
рода: либо тогда, когда ищут его там, где его нет, либо толкуют его иначе, чем надлежало бы его
толковать. О первого рода ошибке говорит Августин в сочинении «О граде Божьем»: «Не все
повествуемое в виде события должно почитаться знаменующим что-либо; ведь к знаменующему что-
либо присоединяется и нечто ничего не знаменующее. Земля вспахивается только лемехом, но, чтобы
это стало возможным, необходимы и прочие части плуга». О второго рода ошибке тот же Августин
говорит в «Учении христианском», упоминая о таком человеке, который хотел бы усмотреть в
Писаниях иной смысл, нежели тот, который имеет в виду сам написавший: «Такой человек
ошибается, как если бы он покинул дорогу и по кругу дошел туда же, куда эта дорога ведет». И он
прибавляет: «Нужно доказать, что, привыкнув уклоняться от дороги, этот человек вынужден ходить в
поперечном или совершенно не в том направлении». Затем он указывает причину, почему следует
избегать этого в отношении Писания, говоря: «Поколеблется вера, если авторитет Божественных
писаний пошатнется». Я же утверждаю, что если такие вещи будут совершаемы по неведению, то,
прилежно их исправляя, можно их извинить, как можно извинить и того, кто в облаках вообразит
льва. Но если совершаются они умышленно, то с такими заблуждающимися нужно поступать не
иначе как с тиранами, которые блюдут публичные права не для общей пользы, а пытаются извратить
их в интересах собственных. О, высшее преступление, остающееся таковым, даже если оно только
приснится, — извращать Духа вечного! Ведь это грех не против мысли Моисея, не против Давида, не
против Иова, не против Матфея и не Павла, а против Духа Святого, глаголющего в них. Ведь хотя
пишущих Божественные речи и много, но диктует их один Бог, который благоволил угодное ему
раскрыть посредством тростей многочисленных писцов своих.
После этих предварительных замечаний я отвечаю на ранее сказанное, отвергая то суждение,
которое они выдвигают, будто те два светила типически знаменуют две эти власти, а в этом суждении
и заключена вся сила их аргумента. Что такое толкование вообще неприемлемо, можно показать
двояким путем. Во-первых, поскольку такого рода власти суть некие акциденции человека, выходит,
что Бог придерживался извращенного порядка, создав акциденции раньше, чем соответствующего их
носителя, а утверждать это о Боге абсурдно. Ведь эти два светильника были созданы в четвертый
день, а человек — в шестой, как явствует из буквы Писания. Во-вторых, поскольку эти власти
направляют людей к неким целям, как станет это ясным дальше, постольку, если бы человек
оставался в том состоянии невинности, в котором он был создан Богом, он не нуждался бы в таких
направляющих началах. Следовательно, подобного рода власти суть лекарства против немощи греха.
Поскольку, следовательно, в четвертый день не было не только человека-грешника, но и вообще
человека, бесполезно было бы создавать лекарства, а
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|