|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 184
II.
Подобно тому как мы поступали и в предшествующем изложении, надлежит при обсуждении
настоящего вопроса взять в качестве исходного некий принцип, на основе которого строятся
аргументы, касающиеся раскрываемой истины, ибо без намеченного заранее принципа какая польза
будет от нашего труда, даже если мы и будем говорить истину? Один лишь принцип есть корень
утверждаемых промежуточных положений. Итак, возьмем в качестве исходной следующую
непререкаемую истину: всего, что противно намерению природы, Бог не желает [nolit]. Если это не
было бы истиной, не было бы ложным противоречащее этому суждение, а именно: у Бога отсутствует
нежелание [Deum non nolle] того, что противно намерению природы. И если это не ложно, то не
ложно и вытекающее из него; ведь в необходимых условных положениях невозможно, чтобы
консеквент был ложным, если антецедент не является ложным. Но из отсутствия нежелания [non
nolle] с необходимостью вытекает одно из двух: либо желание [velle], либо отсутствие желания [non
velle], подобно тому как из отсутствия ненависти [non odire] по необходимости вытекает либо любовь
[amare], либо отсутствие любви [non amare]; ведь отсутствие любви [non amare] не есть ненависть
[odire] и отсутствие желания [non velle] не есть нежелание [nolle], как это очевидно само собой. Если
же приведенное суждение не является ложным, то и следующее суждение не будет ложным: Бог
желает того, чего Он не желает; но ложность такого суждения превосходит всякую меру. А то, что
сказанное нами есть истина, я разъясняю так. Очевидно, что Бог желает существования цели природы,
иначе небо двигалось бы напрасно, а этого утверждать нельзя. Если бы Бог желал существования
помехи цели, Он желал бы и существования цели помехи, иначе Его желание было бы также
напрасным. Но так как целью помехи является несуществование вещи, испытывающей эту помеху,
следовало бы, что Бог желал бы несуществования цели природы, о которой утверждается, что Он ее
желает. В самом деле, если бы у Бога отсутствовало желание помехи цели, то, поскольку оно
отсутствовало бы, из этого отсутствия желания [non velle] вытекало бы, что Он никак не заботился бы
о помехе, о ее существовании или несуществовании. Но тот, кто не заботится о помехе, не заботится и
о вещи, способной испытывать эту помеху, а следовательно, он не делает ее предметом своего
желания; относительно же того, что не является предметом его желания [non habet in voluntate],
относительно того у него желание отсутствует [non vult]. Вот почему, если цель природы способна
испытывать помеху (а это возможно), то по необходимости следует, что у Бога отсутствует желание
цели природы, и тогда получается ранее сказанное, а именно что Бог желает [velle] то, относительно
чего у Него желание отсутствует [non vult]. Итак, приведенный принцип является совершенной
истиной, коль скоро из противоречащего ему суждения вытекают столь великие абсурды.
III.
Приступая к нашему вопросу, следует заметить, что истина первого вопроса должна была быть
раскрываема больше для того, чтобы упразднить неведение, чем для того, чтобы упразднить спор: то,
что составляло предмет второго вопроса, относилось одинаково и к неведению, и к спору. Ведь
существует многое, чего мы не знаем, но о чем мы и не заводим спора; в самом деле, геометр не знает
квадратуры круга, но и не заводит о ней спора; богослов не знает числа ангелов, но и не заводит спора
о нем; египтянину неведома гражданственность скифов, но на этом основании он не вступает в
прения об их гражданственности. Что же касается истины третьего вопроса, то в нем столько
спорного, что если в других случаях неведение обычно оказывается причиной спора, то здесь, скорее,
спор оказывается причиной неведения. Ведь так всегда случается с людьми, которые полетом своей
воли опережают созерцание разума; так, люди, испытывающие дурные аффекты, оставив позади свет
разума, увлекаются, словно слепые, аффектом и упорно отрицают свою слепоту. Вот почему часто
случается так, что ложь не только остается у себя дома, но уподобляется весьма многим, выходящим
за свои пределы и вторгающимся в чужие страны, где, ничего не понимая сами, они не встречают
понимания и таким образом вызывают у одних гнев, у других презрение, а у некоторых смех. Итак,
против истины, составляющей предмет нашего вопроса, больше всего борются три вида людей. В
самом деле, истине, которую
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|