|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 180
Меч тиранию дробит, и богатства народа — владыки,
Морем, и твердой землей, и целым владевшего миром
Мало теперь для двоих.
И также Боэций во второй книге, говоря о принцепсе римлян, утверждает: «Под его скипетром
народы, которые Феб в беге своем освещает от крайних пределов востока до запада, где светило
погружает в волны свои лучи. Под властью его — народы, угнетаемые семью ледяными валами, и те
племена, которые опаляет насильник Нот, раскаляющий горячие пески». Это свидетельствует и
летописец жизни Христовой, Лука, возглашающий всю правду в следующей части своего
повествования: «Вышел указ от цезаря Августа о переписи во всем мире». Из этих слов мы можем
ясно уразуметь, что законы римлян распространялись тогда на весь мир. Из сказанного очевидно, что
римский народ занял первое место в состязании со всеми домогавшимися владычества над миром;
следовательно, он занял его по Божественному решению и, стало быть, получил это по
Божественному решению, что равносильно тому, что получил он это по праву.
IX.
И то, что приобретается в поединке, приобретается по праву. Ведь повсюду решение
человеческое имеет недостатки, будучи окутано мраком неведения или не имея защиты судей; дабы
справедливость не осталась в забвении, надобно прибегнуть к Тому, Кто возлюбил ее настолько, что
Своею кровью, умирая, удовлетворил ее требованию. Потому говорится в псалме: «Праведен Господь
и возлюбил справедливость». А бывает это тогда, когда с согласия обеих сторон происходит борьба
между силами души и тела, не по причине ненависти или любви, но единственно из жажды
справедливости, и тогда для решения их спора призывается Божий суд. Эту борьбу мы называем
поединком (duellum), ибо первоначально она была введена как единоборство. Но всегда надлежит
остерегаться следующего. Так же как в военных делах сначала нужно испробовать все возможности
посредством некого спора и лишь напоследок решиться на сражение, как предписывают это в полном
согласии друг с другом и Туллий, и Вегеций, последний в сочинении «О военном деле», а первый — в
сочинении «Об обязанностях», и, так же как при медицинском уходе нужно испробовать все, прежде
чем прибегнуть к железу и огню, обращаясь к этим последним лишь в крайнем случае, — так и решая
спор, мы обращаемся к этому средству лишь в крайнем случае, после того как испробовали все пути,
словно понуждаемые некой необходимостью справедливости. Итак, становятся ясными две
формальные особенности поединка: во-первых, только что указанная; во-вторых, та, которой мы
коснулись выше, а именно агони-сты, или участники поединка, должны выходить на палестру,
движимые не любовью или ненавистью, а единственно ревнуя о справедливости, с общего согласия.
И потому хорошо говорит Туллий, касаясь этого предмета, а именно утверждая: «Войны, целью
которых является венец империи, надлежит вести с наименьшим ожесточением».
Если указанные формальные особенности поединка соблюдены (ведь иначе он бы перестал
быть поединком), разве те, кого собрала, с их общего согласия, жажда справедливости, — разве
ревнители этой справедливости не соединились во имя Божье? А если так, разве Бог не среди них,
коль скоро сам это обещает нам в Евангелии? А если присутствует Бог, разве не грех полагать, что
справедливость может потерпеть поражение? Справедливость, которую он возлюбил настолько,
насколько это уже указано было выше. А если справедливость не может потерпеть поражения в
поединке, разве то, что приобретается в поединке, не приобретается по праву? Эту истину признавали
и язычники еще до того, как вострубила труба евангельская, ища решения о поединке у фортуны. Вот
почему Пирр, благородный наследник обычаев и крови Эакидов, когда были отправлены к нему
послы римлян с предложением о выкупе пленных, хорошо ответил им: «Злата не требую я, и не
давайте мне выкуп. Я имею дело не с торгующими, а с воюющими: мечом, а не золотом решим, кому
принадлежит жизнь. Пусть Гера определит, кто будет царствовать, пусть решит судьба, подвергнув
испытанию доблесть. Свободу того, кого пощадит Фортуна, пощажу и я несомненно. Этот примите
дар».
Таковы слова Пирра. Герой он называл Фортуну, мы же лучше и правильнее назовем ее
Божественным провидением. Вот почему да остерегаются кулачные бойцы, чтобы побудителем
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|