|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 178
человек должен жертвовать собою для спасения родины. Ведь если часть должна жертвовать собою
для спасения целого, то, поскольку человек есть некая часть государства, как явствует из слов
Философа в его «Политике», он должен жертвовать собою за родину, поступаясь меньшим благом
ради лучшего. Отсюда слова Философа в «Никомаховой этике»: «Ведь приятное существует и для
одного-единственного человека, но лучше и Божественнее то, которое существует для племени и
государства». И это есть решение Бога, иначе разум человеческий в своей правоте не отвечал бы
намерению природы, что невозможно. Существуют и такие решения Божьи, до которых человеческий
разум хотя и неспособен дойти собственными силами, однако поднимается до них при поддержке
веры в то, о чем вещает нам Священное писание. Например, до следующего: никто, как бы он ни был
совершенен в моральных и интеллектуальных добродетелях, как по своему характеру, так и по своему
поведению, не может спастись без веры; предполагается, что он никогда ничего не слышал о Христе,
ибо разум человеческий сам по себе неспособен усмотреть справедливость этого, однако с помощью
веры может. Ведь написано в Послании к евреям: «Без веры угодить Богу невозможно». И в Книге
Левит: «Если кто из дома Израилева заколет тельца или овцу или козу в стане или вне стана и не
принесет дара Господу ко входу скинии, человек тот виновен будет в пролитой крови». Вход в
скинию являет собою прообраз Христа, который есть вход вечного чертога, как можно это заключить
из Евангелия, а заклание животных — человеческие действия. Сокровенное же решение Божье — это
такое решение, постичь которое человеческий разум не в силах ни на основании закона природы, ни
при помощи Писания, но постигает только в отдельных случаях благодаря особой благодати, и бывает
это несколькими способами: иногда путем простого откровения, иногда путем откровения при
посредстве некого испытания. Путем простого откровения бывает это двояко: либо по произволению
Божью, либо путем просительной молитвы. По произволению Божью опять-таки двояко: либо прямо,
либо посредством знамения. Прямо — как было возвещено решение о Самуиле против Саула;
посредством знамения — как было возвещено фараону посредством знамений то, что Бог решил об
освобождении сынов Израилевых. О пути просительной молитвы ведал тот, кто говорил во Второй
книге Паралипоменон: «Ибо мы не знаем, что делать, только одно остается нам — обратить очи наши
к Тебе». Путем испытания опять-таки это возможно двояким образом: либо путем жребия, либо путем
состязания. Ведь «cenare» («состязаться») происходит от «certum facere» («делать достоверным»).
Путем жребия иногда возвещается решение Бога так, как это видно на примере избрания Матфея в
Деяниях апостолов. Путем состязания Божье решение открывается двояко: либо из столкновения сил,
как это бывает при кулачных боях, называемых также «duelliones», либо при состязании нескольких
лиц, пытающихся первыми достигнуть какого-нибудь знака, как это бывает у соревнующихся в беге
атлетов. Первый из этих видов у язычников был изображен в той борьбе Геркулеса с Антеем, о
которой упоминает Лукан в четвертой книге «Фарсалии» и Овидий в девятой книге «Метаморфоз».
Второй вид изображен у них же в состязании Аталанты и Гиппомена, в десятой книге «Метаморфоз».
Нельзя оставить без внимания и того, что при этих двух видах состязания дело обстоит так, что в
одном случае состязающиеся, не причиняя друг другу увечья, могут противодействовать друг другу,
как это бывает в кулачных боях, а в другом случае нет; ведь атлеты не должны мешать друг другу
(впрочем, наш поэт держался, видимо, иного мнения в пятой книге, где Эвриал получает награду).
Поэтому лучше поступил Туллий, запретив это делать в третьей книге «Об обязанностях» и следуя
здесь мнению Хрисиппа, ибо он говорит так: «Умно, как и во многих других случаях, судит Хрисипп:
бегун на стадионе должен стараться и всеми силами добиваться победы, но он отнюдь не должен
оттеснять того, с кем состязается». Итак, проведя в настоящей главе эти различия, мы можем
почерпнуть из них для нашей цели два действенных довода, а именно: один — из состязания атлетов
и другой — из состязания кулачных бойцов. Подробнее я разовью их в главах, следующих
непосредственно за этой.
VIII.
Стало быть, тот народ, который в состязании занял первое место среди всех боровшихся за
власть над миром, занял его по Божественному решению. Ведь если уничтожение всеобщего спора
больше заботит Бога, чем уничтожение спора частного и в частных спорах Божественное
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|