|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 177
чивает, остается непогрешимой. А это значит, что природа упорядочивает вещи, сообразуясь со
своими способностями; и соображение это есть основа права, заложенная природою в вещах. Из этого
следует, что природный порядок в вещах не может быть сохранен без права, коль скоро фундамент
права неразрывно связан с этим порядком. Таким образом, порядок, установленный природой,
необходимо сохранять правом. Римский народ был предопределен к господству от природы, и это
разъясняется так. Подобно тому как отступил бы от совершенства искусства тот, кто имел бы в виду
лишь завершающую форму, а о промежуточном, посредством чего он этой формы достигает, не
заботился бы, — подобно этому отступила бы от совершенства природа, если бы она имела в виду во
Вселенной лишь универсальную форму Божественного подобия, а промежуточным пренебрегала бы.
Но природа не терпит недостатка ни в каком совершенстве, будучи произведением Божественного
разума; следовательно, она имеет в виду все промежуточное, посредством чего можно дойти до
конечной цели ее намерения. Поскольку, стало быть, существует цель человеческого рода и
существует нечто посредствующее, необходимое для достижения универсальной цели природы,
необходимо, чтобы природа имела его в виду. Посему правильно поступает Философ во второй книге
«Физики», доказывая, что природа всегда действует ради цели. И так как этой цели природа не может
достигнуть силами одного человека, коль скоро существует много действий, необходимых для этого и
требующих множества действующих субъектов, необходимо, чтобы природа производила множество
людей, предназначенных к выполнению различных действий, чему, помимо небесных влияний,
значительно способствуют силы и свойства мест здесь, на земле. Оттого мы видим, что не только
отдельные люди, но и целые народы способны от рождения повелевать, а другие — подчиняться и
служить, как это доказывает Философ в книгах «Политики», и для таких, как он сам говорит, быть
управляемыми не только полезно, но и справедливо, даже если их к этому и принуждают. Если это
так, нет сомнения, что природа приуготовила некое место и племя к владычеству над всем миром;
иначе оказалось бы, что она не имела бы сил осуществить свое намерение, а это невозможно. Какое
же это место и какое племя, достаточно ясно из сказанного выше и из того, что будет сказано ниже, а
именно это был Рим и его граждане, или народ. Сказанного коснулся весьма тонко и наш поэт в
шестой книге, выведя Анхиза, который наставляет Энея, отца римлян, так:
Тоньше других ковать будут жизнью дышащую бронзу -
Верю тому — создадут из мрамора лики живые,
Красноречивее будут в судах, движения неба Тростью
начертят своей и вычислят звезд восхожденья. Ты же,
римлянин, знай, как надо народами править, Пусть твои
будут искусства: условья накладывать мира,
Ниспроверженных щадить и ниспровергать горделивых!
А предопределенности места он тонко касается в четвертой книге, выводя Юпитера,
говорящего с Меркурием об Энее следующим образом:
Нам его не таким прекрасная мать обещала
И не затем защищала от Грайев оружия дважды;
Но для того, чтобы, чреватой могуществом, бранью дрожащей,
Правил Италией он....
Теперь мы в достаточной мере убеждены, что римский народ был предназначен природой к
тому, чтобы повелевать. Следовательно, римский народ, покоряя мир, по праву достиг империи.
VII.
Чтобы вполне уловить сущность того, о чем ставится вопрос, надлежит знать, что Божественное
решение иногда бывает в вещах явным, а иногда оно скрыто от людей. Сделать очевидным сказанное
можно двояко: посредством разума и посредством веры. В самом деле: некоторые решения Бога
таковы, что человеческий разум может дойти до них сам, например что
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|