|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 173
А что Атлант происходил из Африки, тому свидетельницей гора, носящая его имя и
находящаяся в Африке, как говорит Орозий в своем описании мира: «Последний же предел ее гора
Атлас и острова, называемые Блаженными». «Ее» — то есть Африки, так как о ней шла речь.
Равным образом оказывается, что Эней был знатным и благодаря супружеству. Ведь первая его
супруга, Креуса, дочь царя Приама, была из Азии, как это можно судить по ранее приведенному
тексту. А что она была его супругой, о том свидетельствует наш поэт в третьей книге, где Андромаха
спрашивает Энея-отца о его сыне Аскании:
Что же мальчик Асканий? Живет ли и воздухом дышит?
Тот, кого в Трое тебе родила горящей Креуса.
Вторая супруга была Дидона, царица и матерь карфагенян в Африке. А что она была супругой,
тот же наш поэт вещает в четвертой книге, ибо он говорит о Дидоне:
О потаенной любви не хочет думать Дидона; Браком это
зовет, прикрывая свой грех этим словом.
Третья была Лавиния, матерь альбанцев и римлян, дочь и наследница царя Латана, если верно
свидетельство нашего поэта в последней книге, где он выводит побежденного Турни, который
умоляет Энея так:
. Ты меня победил. На глазах у Авзонов
Руки к тебе я простер: бери Лавинию в жены.
Эта последняя супруга была из Италии, знатнейшее области Европы. После всего сказанного
для уяснения нашей предпосылки кто не будет вполне убежден, что отец римского народа, а
следовательно, и сам народ были знатнейшими под небом? И для кого останется скрытым
Божественное предопределение в этом двойном слиянии кровей из каждой части мира в од-ном-
единственном муже?
IV.
Равным образом и то, что посредством свидетельства чудес содействовало его
совершенствованию, было угодно Богу, а следовательно, совершилось по праву. Истинность этого
очевидна, так как, по словам Фомы в третьей книге его сочинения «Против язычников», «чудо есть то,
что происходит по Божественной воле вопреки обычному, установленному порядку вещей». Отсюда
он доказывает, что одному лишь Богу свойственно творить чудеса, и это подкрепляется авторитетом
Моисея: когда совершилось чудо песьих мух, маги фараона, хитроумно прибегавшие к естественным
началам, но в данном случае не преуспевшие, сказали: «Здесь перст Божий». Если, таким образом,
чудо есть непосредственное действие первого действующего начала, без участия начал вторичных,
как тот же Фома достаточно убедительно доказывает в вышеупомянутой книге, и так как совершается
оно в чью-либо пользу, безбожно было бы утверждать, что чудо это не от Бога.
Но справедливее считать противоположное: Римская империя для своего совершенствования
получала подкрепление в виде свидетельства чудес; следовательно, она угодна Богу, а стало быть,
существовала и существует по праву. А то, что для совершенствования Римской империи Бог являл
чудеса, подтверждается свидетельствами знаменитых авторов. Ибо при Нуме Помпи-лии, втором царе
римлян, когда он совершал жертвоприношение по языческому обычаю, с неба в Богоизбранный город
упал щит. Свидетельствует о том Ливий в первой части. Об этом же чуде упоминает Лукан в девятой
книге «Фарсалии», описывая невероятную силу Австра, от которого страдает Ливий, ибо он
утверждает:
. Не так ли
Пали пред Пумой щиты, что патриции носят на шее,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|