|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 172
Знатнейшему народу подобает занимать первое место по сравнению со всеми прочими; римский
народ был знатнейшим; следовательно, ему подобает занимать первое место по сравнению с прочими.
Доказательство основано на ранее принятом допущении, ибо, поскольку честь есть награда доблести
и всякое выдвижение на первое место есть честь, всякое выдвижение доблести на первое место есть
награда. Но известно, что с помощью доблести люди становятся знатными, а именно либо
собственной доблестью, либо доблестью предков. Ведь, согласно Философу в «Политике», знатность
и древние богатства есть доблесть, а согласно Ювеналу: Знатности нет ведь нигде, как только в
доблести духа.
Эти два суждения относятся к двум видам знатности: собственной и предков. Стало быть,
знатным на основании причины их знатности приличествует и награда первенства. А поскольку
награды должны быть измеряемы заслугами, по словам Евангелия: «Какою мерою мерите, такою и
вам будут мерить», постольку наиболее знатному приличествует первое место. В правильности
предпосылки убеждают свидетельства древних: ведь Божественный поэт наш Вергилий во всей
«Энеиде» сохраняет свидетельство для вечной памяти, что славный царь Эней был отцом римского
народа. Это подтверждает Тит Ливий, отменный летописец подвигов римских, в первой части своего
тома, начинающегося со взятия Трои. Мне невозможно изъяснить, какой знатности был этот
непобедимый и благочестивый отец, не только основываясь на его собственной доблести, но и на
доблести его предков и его жен, чья знатность по наследственному праву перешла и к нему самому, и
я положусь на «высокие свидетельства самого прошлого».
Итак, что касается его собственной знатности, надобно выслушать нашего поэта, который в
первой книге выводит Илионея, говорящего так:
Царь у нас был — Эней, его справедливей другого
Не было, ни благочестней, ни выше в войне и сраженьях.
Нужно выслушать его и в шестой книге, где он говорит об умершем Мисене, который был
слугою Гектора на войне, а после смерти Гектора сделался слугою Энея. Он говорит, что Мисен
«избрал не худшую участь», уравнивая тем самым Энея с Гектором, которого Гомер ставит над всеми
прочими, как передаст о том Философ в книгах о соблюдении нравов, посвященных Ни-комаху. Что
же касается наследственной знатности, каждая часть нашего трехчастного мира сделала Энея знатным
как при посредстве его предков, так и его жен.
А именно Азия — посредством его ближайших предков, Ассарака и прочих, царствовавших во
Фригии, области Азии, почему поэт наш и говорит в третьей книге:
После того, как богам было Азии власть и безвинный
Приама род ниспровергнуть угодно....
Европа сделала его знатным благодаря древнейшему предку, а именно Дардану. Наконец,
Африка — через древнейшую прародительницу, а именно Электру, дочь Атланта, царя с громким
именем. О них обоих свидетельствует наш поэт в восьмой книге, где Эней так говорит Эвандру:
Дардан, первый отец и строитель Троянского града, От
Электры, как ходит молва среди греков, рожденный, К
Тевкрам прибыл; произвел на свет Электру великий
Атлас, кто держит плечом голубые эфирные круги.
Что Дардан был родом из Европы, об этом наш вещий прорицатель поет в третьей книге,
говоря:
Есть страна, что зовут Гесперии именем Граи, Древняя
область, оружьем сильна и земли плодородьем; Мужи
Энотры там жили; ныне гласят, что потомки Краю Италии
дали, вождя по имени, имя: Это исконные наши владения;
там Дардан родился.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|