|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 171
если я выполню вторую часть своей задачи и раскрою истину поставленного вопроса. Ведь если будет
показано, что Римская империя существовала по праву, не только будет снята туманная пелена
неведения с глаз королей и правителей, захвативших бразды правления и лживо обвиняющих в этом
народ римский, но и все смертные признают себя свободными от ига этих узурпаторов. Истина же
этого вопроса может быть раскрыта не только с помощью света человеческого разума, но при помощи
луча Божественного авторитета. Так как оба приходят к одному и тому же, небо и земля оказываются
по необходимости в согласии. Итак, опираясь на вышеупомянутую уверенность, вполне полагаясь на
свидетельство разума и авторитета, приступаю я к разрешению этого вопроса.
II.
После того как в достаточной мере — насколько то позволяла материя предмета — было
исследовано первое сомнение, надлежит теперь исследовать второе, то есть по праву ли стяжал
римский народ первенство в империи. Вначале следует выяснить, какова та истина, к которой
сводятся, как к своему исходному принципу, аргументы намеченного исследования. Итак, надлежит
знать, что, подобно тому как искусство трехступенно, существуя в уме мастера, в орудии и в материи,
формируемой этим искусством, так и природу мы можем рассматривать как трехступенную. Ведь
природа существует в мысли первого источника движения, то есть Бога, а затем — в небе, как в
орудии, посредством которого подобие вечной доброты раскрывается в текучей материи. И подобно
тому, как если при совершенном мастере и наилучшем орудии окажется изъян в форме искусства, то
его надлежит всецело приписывать материи, так и в том случае, когда Бог достигает предела
совершенства, а Его орудие (каковым является небо) не терпит ни малейшего ущерба в должном
своем совершенстве, что явствует из философских рассуждений наших о небе, приходится все изъяны
в земных вещах считать изъянами, зависящими от лежащей в основе материи, не входящими в
намерения Бога-созидателя и неба; и все, что есть в земных вещах хорошего, поскольку оно не может
проистекать от материи, существующей лишь в потенции, происходит первично от Бога-мастера, а
затем от неба, которое есть орудие Божественного искусства, обычно называемого природой. Уже из
этого явствует, что право, будучи благом, первично существует в мысли Бога и что все существующее
в мысли Бога есть Бог (в соответствии со словами: «И все созданное было в Нем жизнью»); Бог же
наиболее желает Самого Себя, следовательно, право, поскольку оно находится в Боге, есть предмет
желания Бога. И так как воля и предмет воли в Боге одно и то же, то следует далее, что Божественная
воля есть это право. И далее из этого следует, что право в вещах есть не что иное, как подобие
Божественной воли. Отсюда мы заключаем, что все несозвучное Божественной воле не может быть
этим правом, а все, что Божественной воле созвучно, есть это право. Вот почему спрашивать, по
праву ли совершено что-либо (хотя слова и другие), — значит спрашивать, совершено ли это в
согласии с тем, чего хочет Бог. Итак, в качестве исходного предложения нужно выдвинуть
следующее: все, чего Бог хочет в обществе человеческом, то надлежит считать истинным и
подлинным правом. Кроме того, нужно помнить о том, чему учит Философ в первых книгах «Нико-
маховой этики»: «Не в любой материи одинаково следует искать достоверности, но сообразно с тем,
что восприемлет природа вещи». Вот почему аргументы из найденного принципа будут развиты
удовлетворительно в том случае, если в авторитетных свидетельствах мудрецов и в явных знаках мы
станем искать право славного римского народа. Ведь сама воля Бога незрима, но «незримость Божья
усматривается интеллектом из самого творения». В самом деле: даже если печать спрятана, воск,
получивший ее оттиск, даст о ней явное понятие, и неудивительно, если Божественную волю
надлежит искать в знаках, коль скоро и воля человеческая за пределами того, чья это воля,
усматривается не иначе как в знаках.
III.
Итак, я отвечаю на вопрос и говорю, что римский народ по праву, без узурпации, стяжал над
всеми смертными власть монарха, именуемую империей. Доказывается это, во-первых, так.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|