|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 167
суждение служит посредником между представлением и вожделением; ведь сначала вещь
представляют себе, а затем, когда она представлена, ее оценивают с помощью суждения как хорошую
или дурную, и, наконец, судящий либо добивается, либо избегает ее. Таким образом, если суждение
всецело направляет желание и отнюдь не предваряется им, оно свободно; но, если суждение движимо
желанием, каким-то образом предваряющим его, оно уже не может быть свободным, ибо приводится
в движение не самим собою, а повинуясь пленившему. Оттого-то животные и не могут иметь
свободного суждения, ибо их суждения всегда предваряются желанием. Отсюда же можно понять, что
интеллектуальные субстанции, имеющие неизменную волю, как и отрешенные души, покидающие
наш мир, не теряют свободу решения из-за неизменности своей воли, но сохраняют ее в
совершеннейшем и наивысшем состоянии.
Убедившись в этом, можно также понять, что эта свобода, или это начало всей нашей свободы,
как я уже сказал, величайший дар, заложенный Богом в человеческую природу, ибо посредством него
мы здесь обретаем блаженство как люди и посредством него же мы там обретаем блаженство как
боги. Если это так, кто не признает, что человечество находится в наилучшем состоянии, имея
возможность пользоваться этим началом в наивысшей степени? Но живущий под властью монарха
наиболее свободен. Для понимания этого нужно знать, что свободен тот, кто существует ради себя
самого, а не ради другого, с чем согласен и Философ в книгах «Метафизики». Ведь существующее
ради другого обязательство определяется тем, ради чего оно существует; так, путь определяется с
необходимостью его концом. Человеческий род под властью единого монарха существует ради себя, а
не ради другого; ведь только тогда выправляются извращенные государственные системы, то есть
демократии, олигархии и тирании, порабощающие род человеческий, как явствует при
последовательном разборе их всех, и только тогда занимаются должным государственным
устроением короли, аристократы, именуемые оптиматами, и ревнители свободы народа. Ведь так как
монарх наиболее расположен к людям в соответствии со сказанным ранее, он хочет, чтобы все люди
стали хорошими, что невозможно при извращенном государственном строе. Оттого-то Философ и
говорит в своей «Политике»: «В извращенном государственном строе хороший человек есть плохой
гражданин, а в правильном строе понятия хорошего человека и хорошего гражданина совпадают». И
такого рода правильные государственные устройства имеют целью свободу, то есть имеют целью,
чтобы люди существовали ради самих себя. Ведь не граждане существуют ради консулов и не народ
ради царя, а, наоборот, консулы ради граждан и царь ради народа. Ведь так же, как государственный
строй не устанавливается ради законов, а законы устанавливаются ради государственного строя, так и
живущие сообразно законам не столько сообразуются с законодателем, сколько этот последний
сообразуется с ними, как полагает и Философ в книгах, которые он оставил о трактуемой здесь
материи. Отсюда явствует также, что хотя консул или король, если говорить о них, имея в виду
движение к цели, являются господами над прочими, то с точки зрения самой цели они являются
слугами, в особенности же монарх, которого, без сомнения, надлежит считать слугою всех. Отсюда
можно также понять, что монарх по необходимости сообразуется с целью, стоящей перед ним при
установлении законов. Таким образом, род человеческий, живя под властью монарха, находится в
наилучшем состоянии; а отсюда следует, что для благоденствия мира необходимо должна
существовать монархия.
XIII.
Притом наиболее способный к управлению может наилучшим образом подготовить к этому
прочих. Ведь во всяком действии главное намерение действующего, действует ли он в силу
природной необходимости или добровольно, — сделать других подобными себе, отчего и
оказывается, что всякий действующий в той мере, в какой он является таковым, испытывает радость;
ведь все существующее стремится к своему бытию и при деятельности действующего оно как-то
расширяется, а потому естественно рождается радость, ибо радость всегда связана с желанной вещью.
Итак, ничто не действует, если не бывает таким, каким должно стать испытывающее это действие;
потому Философ в «Метафизике» и говорит: «Все, что претворяется из потенции в действие,
претворяется посредством того, что уже пребывает в действии»; если нечто попытается действовать
иначе, оно будет действовать напрасно. На этом основании можно разрушить за
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|