|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 165
X.
Всюду, где может возникнуть раздор, там должен быть и суд, иначе несовершенное
существовало бы без того, что придаст ему совершенство, а это невозможно, коль скоро Бог и
природа всегда даруют необходимое. Между любыми двумя правителями, из которых один вовсе не
подчинен другому, может вспыхнуть раздор, и они или их подчиненные могут быть виновными, что
само собой очевидно. Следовательно, их должен рассудить суд. И так как один не ведает другого, так
как один другому не подчиняется (ведь равный не подвластен равному), должен быть кто-то третий, с
более широкими полномочиями, главенствующий над обоими в пределах своего права. И он или
будет монархом, или нет. Если да, мы имеем то, что требовалось доказать; если же нет, у него в свою
очередь будет равный ему вне пределов его правоспособности, а тогда вновь будет необходим кто-то
третий. И так получалось бы до бесконечности, чего быть не может: следовательно, нужно дойти до
первого и высшего судьи, чье суждение прекращает все раздоры либо косвенно, либо
непосредственно, и это будет монарх или император. Следовательно, монархия необходима миру. И
это соображение имел в виду Философ, говоря: «Существующее не хочет иметь дурного порядка; но
многовластие есть нечто дурное; следовательно, правитель один».
XI.
Кроме того, мир лучше всего устроен, если высшую силу в нем имеет справедливость; вот
почему Вергилий, желая похвалить тот век, который, казалось, зарождался в его времена, пел в своих
«Буколиках»:
Вот уже Дева грядет и с нею Сатурново царство.
Ибо Девой именовалась Справедливость, которую именовали также Астреей; Сатурновым же
царством называли лучшие времена, которые звались также золотым веком. Справедливость имеет
высшую силу лишь при монархе; следовательно, для наилучшего устройства мира требуется
монархия или империя. Для уяснения предпосылки следует знать, что справедливость сама по себе и
рассматриваемая в своей природе есть некая прямизна, или прямая линия, не терпящая никакой
кривизны ни там ни здесь, а потому она не бывает большей или меньшей, как и не бывает таковой и
белизна, рассматриваемая абстрактно. Ведь такого рода формы образуют нечто сложное лишь
привходящим образом, сами же по себе они заключаются в простой и неизменной сущности, по
правильному утверждению магистра, написавшего сочинение «О шести началах»; такого рода
качества получают большую или меньшую степень лишь от своих носителей, в которых они
усматриваются в зависимости от того, больше или меньше примешано противоположного к этим
носителям. Следовательно, там, где всего менее примешано противоположного к справедливости как
в смысле предрасположения, так и в смысле действия, там справедливость имеет высшую силу. И
тогда поистине можно сказать о ней то, что говорит Философ: «Ни Геспер, ни Денница не бывают
столь удивительны». Ведь тогда она подобна Фебе, взирающей на своего брата с противоположной
стороны, из пурпура утренней прозрачности. Что касается предрасположения, справедливость
вступает иногда в противоречие с волей; ведь поскольку воля не вполне чиста от всякой страсти,
постольку даже при своем наличии справедливость не присутствует всецело в блеске своей чистоты,
ибо носитель ее хотя и в минимальной степени, но противодействует ей; вот почему правильно
отводят тех, кто пытается возбудить страсти в судье. Что же касается действия, то в этом случае
справедливость встречает препятствие со стороны возможности ее осуществления: ведь поскольку
справедливость есть добродетель по отношению к кому-то, постольку без возможности воздавать
каждому свое каким образом способен действовать кто-либо в соответствии с нею? Отсюда явствует,
что чем справедливый могущественнее, тем шире будет простираться справедливость в своем
действии.
На основе этого разъяснения будем аргументировать, следовательно, так. Справедливость имеет
в мире высшую силу тогда, когда она свойственна тому, кто обладает высшей волей и властью;
таковым является один лишь монарх; следовательно, только присущая монарху справедливость
обладает в мире высшей силой. Этот просиллогизм строится по второй фигуре, с подразумеваемым
отрицанием, и он подобен следующему: всякое В есть А, только С есть А,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|