|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 159
ский, который изустно познакомил нас со своими многими и отличными канцонами. Он всегда
вплетал в сланцу один отъединенный стих, который называл «ключом»; и как это допустимо для
одного стиха, так и для двух, а пожалуй, и для нескольких. Есть и такие, да и почти все, изобретатели
канцон, которые не оставляют в сланце ни одного отъединенного стиха без созвучия либо с одной,
либо с несколькими рифмами. И некоторые делают рифмы стихов, стоящих после «диезы»,
отличными от стоящих перед нею; но иные делают не так, но вплетают окончания первой части
сланцы, относя их в последующие стихи. Всего же чаще это делается в окончании первого из
последующих стихов, которые большинство рифмуют с последним из предшествующих; это,
очевидно, не что иное, как некое красивое сцепление самой сланцы. Так же относительно
расположения рифм, поскольку они в «лице» либо в «хвосте», очевидно, допустима какая угодно
вольность; красивее всего, однако, оказываются окончания последних стихов, если они замолкают
вместе с рифмой. Но в «стопах» требуется осторожность; и мы находим, что тут соблюдается
известное расположение. И, разбирая его, мы говорим, что «стопа» завершается либо четным, либо
нечетным стихом; и в обоих случаях окончание стиха может быть с ответной рифмой и без нее; при
стихе четном тут сомнения не возникает, но если кто сомневается относительно стиха нечетного,
пусть припомнит сказанное нами в предшествующей главе о трехсложном стихе, который, будучи
частью одиннадцатисложного, отвечает как отголосок. И если бы в одной из «стоп» оказалось
окончание непричастное рифме, она непременно была бы восстановлена в другой. Если бы, однако, в
одной стопе любое окончание сочеталось бы с рифмой, то в другой допускается по желанию
повторять или возобновлять окончания либо полностью, либо частично, лишь бы в целом сохранялся
порядок предыдущих; например, если крайние окончания, то есть первое и последнее, в «стопе» из
трех стихов будут созвучны в первой «стопе», то и крайним окончаниям второй подобает быть
созвучными; и какого вида будет среднее окончание — с ответной рифмой или без нее — в первой
«стопе», пусть оно окажется таким же и во второй; и то же самое надо соблюдать и в других «стопах».
В «поворотах» также мы почти всегда применяем тот же закон; а «почти» мы говорим потому, что из-
за указанного выше сцепления и сочетания последних окончаний приходится иногда указанный
порядок нарушать. Кроме того, нам представляется уместным добавить к этой главе
предосторожности относительно рифм, потому что в настоящей книге мы больше не намерены
касаться учения о рифмах. Итак, относительно размещения рифм есть три недостатка, недопустимые
для сочинителя стихов придворной речью; во-первых, чрезмерное повторение одной и той же рифмы,
если только это не вызывается какой-нибудь новой затеей искусства, как, например, днем посвящения
в рыцарское достоинство, который не подобает оставить без возвеличения его строгих правил жизни;
это и заставило нас петь: «Amor, tu vedi ben che questa donna.»; во-вторых, конечно, бесполезная
двусмысленность, всегда затемняющая мысль; а в-третьих, резкость рифм, если только она порой не
чередуется с мягкостью; ибо чередование мягких и резких рифм придает блеск трагическому слогу. И
этого вполне достаточно в отношении искусства расположения.
XIV.
После вполне достаточного рассуждения о двух сторонах искусства канцоны следует, очевидно,
рассуждать о третьей, а именно о числе стихов и слогов. И сначала кое-что надо рассмотреть по всей
сланце в целом, а затем мы рассмотрим ее по частям. Итак, нам следует сначала разграничить то, что
приходится воспевать, потому что одно, очевидно, требует продолжительности сланцы, а другое нет.
Ведь все, о чем мы говорим, мы воспеваем либо одобряя, либо порицая, так что иногда нам
приходится петь убеждая, иногда разубеждая; иногда радостно, иногда насмешливо; иногда с
похвалою, иногда с порицанием; слова отрицательные всегда торопятся, другие же идут к концу
всюду с подобающей продолжительностью.
Монархия
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|