|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 157
оборотом; и такого рода сланца обычна почти во всех канцонах Арнаута Даниеля, и мы следовали
ему, сказав: «Al poco iorno e al gran cerchio d'ombra». Но некоторые сланцы допускают диезу; и диеза,
согласно нашему ее определению, не может быть ничем иным, кроме повтора одного и того же голоса
либо перед диезой, либо после нее, либо и тут и там. Если повтор делается перед диезой, мы говорим,
что сланца имеет стопы; их подобает иметь две, хотя иной раз их бывает и три, однако очень редко.
Если повтор делается после диезы, тогда мы говорим, что сланца имеет повороты. Если поворота не
делается перед диезой, мы говорим, что сланца имеет лицо; если не делается после диезы, мы
говорим, что сланца имеет сирму (хвост). Видишь, читатель, какая вольность дана сочинителям
канцон; вот ты и рассмотри, по какой причине этот обычай завоевал себе такой широкий простор; и
если разум направит тебя по верной тропе, ты увидишь, что то, о чем мы говорим, допустимо лишь в
силу достоинства великих мастеров. Отсюда достаточно хорошо видно, каким образом искусство
канцоны основано на распределении напева; и поэтому перейдем к расположению.
XI.
То, что мы называем расположением, представляется нам важнейшей частью того, что
относится к искусству канцоны; ибо это касается разделения и отношения рифм; поэтому здесь надо
рассуждать чрезвычайно внимательно. Итак, начнем с того, что «лицо» с «поворотами», «стопы» с
«хвостом», или «сирмой», как и «стопы» с «поворотами», могут в сланце располагаться
многоразлично. Ибо иногда «лицо» превосходит «повороты» по слогам и стихам или же может
превосходить; и мы говорим «может» потому, что такого расположения мы до сих пор не видели.
Иногда оно может превосходить по стихам и быть превзойденным по слогам, например если «лицо»
состояло бы из пяти стихов, а каждый «поворот» из двух и стихи «лица» были бы семисложными, а
стихи «поворота» одиннадцатисложными. Иной раз «повороты» превосходят «лицо» по слогам и
стихам, как в той канцоне, какую мы начинаем словами: «Traggemi de la mente Amor la stiva.»
«Лицо» здесь было в четыре стиха, сплетенных из трех одиннадцати-сложных и одного
семисложного; и ведь оно не могло быть разделено на «стопы», раз в «стопах», как и в «поворотах»,
требуется взаимное равенство стихов и слогов. И то, что мы говорим о «лице», мы говорим и о
«поворотах». Дело в том, что «повороты» могли бы превосходить «лицо» по стихам и быть
превзойденными по слогам, например если бы «повороты» были бы каждый в три стиха по семи
слогов, а «лицо» было бы в пять стихов, сплетенных из двух один-надцатисложных и трех
семисложных. А иной раз «стопы» превосходят «хвост» по стихам и по слогам, как в той, какую мы
начали словами: «Amor, che movi tua vertm da cielo....» Иной раз «сирма» превосходит «стопы» в
целом, как в той, какую мы начали словами: «Donna pietosa e di novella etate.» И как мы сказали, что
«лицо» может превосходить по стихам, будучи превзойденным по слогам, и наоборот, так мы
говорим и о «сирме». «Стопы» также превосходят «повороты» по числу стихов и слогов и бывают
превзойденными «поворотами»; в сланце ведь могут быть три «стопы» и два «поворота» и три
«поворота» и две «стопы»; и мы не ограничены этим числом так, чтобы не разрешалось равным
образом сплетать и большее число «стоп» и «поворотов». И как мы сказали о переменной победе
стихов и слогов, так теперь мы говорим и о «стопах» и «поворотах», ибо они таким же образом могут
быть и побеждаемы и побеждать. Не следует упускать из вида и того, что мы применяем слово
«стопы» в значении противоположном тому, какое оно имеет у поэтов латинских, так как у них стих
состоит из «стоп», а мы говорим, что «стопа» состоит из стихов, как это вполне очевидно. Не следует
также упускать из вида и не повторить нашего утверждения, что «стопы» получают друг от друга
взаимное равенство стихов и слогов и расположение потому, что иначе не могло бы получаться
повтора напева. Добавляем, что то же самое надо соблюдать и в «поворотах».
XII.
Есть еще, как сказано выше, и расположение, которое должны мы принимать во внимание при
сплетении стихов; и поэтому рассмотрим его, помня при этом сказанное нами выше о сти
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|