|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 156
написанные на листочках и никем не исполняемые, называем канцонами. Поэтому канцона является
не чем иным, как полностью действием, искусно сочетающим слова, слаженные для напева; по этой
причине как канцоны, о которых мы теперь рассуждаем, так и баллаты, и сонеты, и все любого рода
слова, слаженные в стихи на народной речи и по-латыни, мы будем считать канцонами. Но так как мы
обсуждаем только сложенное народной речью, не касаясь сложенного на языке латинском, мы
утверждаем, что среди народных поэтических произведений имеется одно высшее, которое мы за его
наивысшее превосходство называем канцоной; а то, что канцона есть нечто высшее, доказано в
третьей главе нашей книги. И потому, что данное там определение является для многого родовым,
мы, принимая опять это определенное родовое слово, определим посредством известных отличий
только искомое. Итак, мы говорим, что канцона, поскольку она так называется за свое наивысшее
превосходство, что мы и доказываем, есть соединение трагическим слогом равных станц без репризы
в единую мысль, что мы и показываем, говоря: «Donne, che avete intelletto d'amore.» А «трагическим
слогом» мы сказали потому, что, когда это соединение делается слогом комедии, мы называем его
уменьшительным «канцонетта»; об этом мы намерены рассуждать в книге четвертой. Таким образом,
ясно, что такое канцона, и поскольку это слово берется как родовое, и поскольку мы пользуемся этим
наименованием, имея в виду наивысшее ее превосходство. Так же достаточно, видимо, ясно и то, что
мы понимаем под словом «канцона», а значит, и что такое та связка, какую мы принимаемся сплетать.
IX.
Так как, согласно сказанному, канцона есть соединение станц, то при незнании, что такое
сланца, неизбежно и незнание канцоны; ибо познание определяемого получается из познания его
определяющих; следует поэтому сказать о сланце, то есть проследить, что это такое и что мы желаем
под ней разуметь. Тут надо знать, что это слово применено только в отношении искусства, а именно
чтобы то, в чем заключается все искусство канцоны, называлось станцей, то есть просторным
пристанищем, или вместилищем, всего искусства. Ибо как канцона есть объятие всей мысли, так
сланца обнимает все искусство; и нельзя ничего захватывать из искусства последу -ющих станц, но
надо облекаться только в искусство предыдущего. Из этого ясно, что то, о чем мы говорим, будет
объятием, или сплочением, всего того, что канцона берет у искусства; после расчленения этого станет
ясным искомое нами определение. Итак, все это, то есть искусство канцоны, состоит из трех частей:
во-первых, из распределения ее напева; во-вторых, из расположения частей; в-третьих, из счета
стихов и слогов. О рифме же мы не упоминаем, так как она не относится к собственному искусству
канцоны. Ведь в каждой сланце допустимо обновлять рифмы и повторять одни и те же как угодно;
если бы рифма относилась к собственному искусству канцоны, это было бы совершенно недопустимо.
Если же имеет значение как-нибудь соблюдать эту рифму, то это искусство содержится в том, что мы
назвали «расположением частей». Поэтому мы можем сделать заключение из вышесказанного и
определить сланцу как сочетание стихов и слогов в границах определенного напева и слаженного
расположения.
X.
Зная, что человек разумное живое существо и что живое существо состоит из чувствующей
души и тела, но не зная, что же такое эта душа, да и само тело, мы не можем иметь совершенного
познания человека, так как совершенное познание каждого предмета определено конечными
элементами, как свидетельствует учитель мудрецов в начале его «Физики». Поэтому, чтобы иметь
познание канцон, которого мы жаждем, обсудим теперь вкратце определители ее определения; и
осведомимся сначала о напеве, затем о расположении и, наконец, о стихах и слогах. Итак, мы
говорим, что всякая сланца должна быть слажена для восприятия некого голоса. Но метрически они
строятся по-разному, так как некоторые идут до самого конца на один и тот же голос, то есть без
повторения каждой модуляции и без диезы; а диезой мы называем переход, ведущий от одного голоса
к другому; обращаясь к людям необразованным, мы называем это
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|