|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 155
если ты проследишь блистательную народную речь — какою, что было указано выше, должны
пользоваться в трагическом слоге народные поэты, которых мы намерены осведомить, — ты
позаботишься, чтобы в твоем сите остались одни только благороднейшие слова. В числе их ты
никоим образом не сможешь поместить ни детских, из-за простоватости, вроде mamma (мама) и babbo
(папа), mate (маменька) и pate (папенька); ни женственных, из-за изнеженности, как dolciade
(душенька) и placevole (милашка); ни диких, из-за их терпкости, вроде greggia (отара) и ceira (цитра);
ни напомаженных и взъерошенных светских, вроде femina (женщина) и corpo (тело). Ты увидишь,
однако, что тебе остаются расчесанные и волосатые светские слова, весьма благородные, и члены
блистательной народной речи. А расчесанными мы называем такие, которые, будучи трехсложными
или ближайшими к трехсложности, — без придыхания, без острого или облегченного ударения, без
сдвоенных «z» или «х», без соединения двух плавных или непосредственного положения после
немой, — как бы вылощены и притом придают речи какую-то приятность, — вроде amore (любовь),
donna (госпожа), disio (желание), vertute (доблесть), donare (дарить), letitia (радость), salute (спасение),
securtate (безопасность), defesa (оплот). С другой стороны, волосатыми мы называем все те, которые
или необходимы, или украшают народную речь. А именно необходимыми мы называем те, без
которых не можем обойтись, например некоторые односложные, как si, no, me te, se, a, e, i, о, u, и
многие другие междометия. Украшающими же считаем все многосложные, которые в смешении с
расчесанными дают прекрасную слаженность сочетанию, несмотря на резкость своего придыхания и
ударения и протяженность двойных и плавных, например: terra, honore, speranza, gravitate, alleviato,
impos-sibilita, impossibilitate, benaventuratissimo, inanimatis-simamente, disaventura tissimamente,
sovramagnificen-tissimamente, в котором одиннадцать слогов. Можно было бы найти и слово или
глагол с еще большим количеством слогов; но так как оно выходит за пределы вместимости всех
наших стихов, то и не подлежит нашему суждению; таково слово «honorificabilitudinitate», образуемое
в народной речи двенадцатью слогами, а в двух косвенных падежах по-латыни даже тринадцатью.
А каким образом слаживать в стихах такого рода волосатые слова с расчесанными, мы
оставляем для дальнейшего наставления. И того, что уже сказано о высоком слоге, достаточно для
подобающего выбора слов.
VIII.
После заготовки тростей и прутьев для связки пора теперь приступить и к связыванию. Но так
как знакомство с любым делом должно предшествовать его выполнению, как знак перед пуском
стрелы или дротика, рассмотрим первым делом, что это за связка, которую намереваемся мы вязать.
Так вот, эта связка, если припомним все рассмотренное выше, есть канцона. Поэтому рассмотрим, что
такое канцона и что мы разумеем под словом «канцона». Ведь канцона, согласно точному значению
слова, есть песнь, либо как действие, либо как восприятие, так же как чтение есть тоже либо действие,
либо восприятие. Но, расчленяя сказанное, определим, есть ли канцона песнь, поскольку она есть
действие или поскольку она есть восприятие. И здесь надо принять во внимание, что канцона может
быть понимаема двояко: в одном смысле, поскольку она создается ее сочинителем, она есть действие,
и в этом смысле Вергилий говорит в первой книге «Энеиды»: «Брони и мужа пою»; в другом смысле,
поскольку, будучи создана, она исполняется либо сочинителем, либо кем-нибудь другим, исполняясь
либо нараспев, либо нет, она есть восприятие. Ибо в первом случае она делается; во втором же она,
очевидно, действует на другого и, таким образом, она является или чьим-либо действием, или чьим-
либо восприятием. И так как она делается раньше, чем действует, ее надо скорее и даже непременно
называть согласно тому, что она делается и есть чье-либо действие, чем согласно тому, что она
действует на других. Свидетельство этого то, что мы говорим: «Это канцона Петра» — не потому, что
он ее исполняет, а потому, что он ее создал. Кроме того, требуется выяснить, называется ли канцоной
создание слаженных слов или же сам напев. Тут мы и скажем, что напевом называется не сама
канцона, но звук, или тон, или нота, или мелодия. Ведь ни один флейтист, или органист, или гитарист
не называют свою мелодию канцоной, если только она не сочетается с какой-нибудь канцоной; но
слагатели слов называют свои создания канцонами; да и мы подобные слова,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|