|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 148
посмотреть, что в нем осталось, мы заявляем, что города Тренто и Турин, да и Алессандрия
расположены настолько близко к окраинам Италии, что у них не может быть чистых наречий;
настолько близко, что если бы даже вместо их отвратительной народной речи оказалась бы
прекраснейшая, то из-за смешения с чужими наречиями мы не признали бы ее италийской. Поэтому,
раз мы охотимся за блистательной италийской речью, нам не найти у них того, за чем мы охотимся.
XVI.
После охоты в лесных нагорьях и пастбищах Италии и не отыскав пантеры, которую
выслеживали мы, стараясь ее найти, проследим ее более разумно, дабы ту, которую мы чуем всюду,
но которая нигде не показывается, изловить, хорошенько опутав тенетами. Итак, взявшись снова за
свои охотничьи снаряды, мы утверждаем, что во всяком роде вещей должна быть единица, по которой
мы равняем и оцениваем определенного рода вещи и от которой мы отмериваем и все остальное; так
же как при вычислении все вычисляется по единице и называется большим или меньшим в
зависимости от того, насколько отстоит от единицы или к ней приближается; и как все цвета
измеряются по белому и называются более или менее видными в зависимости от того, ближе или
дальше отстоят от белого. И подобно тому, как мы судим о предметах, смотря по их количеству и
качеству, можно, полагаем, судить о любом из предикатов, да и о субстанции: то есть всякий предмет
измери_м в своем роде по тому, чту является в данном роде простейшим. В силу этого в наших
поступках, поскольку они разделяются на виды, следует находить тот признак, по какому их и надо
измерять. Действительно, поскольку мы поступаем просто как люди, у нас имеется для этого
добродетель (в общем смысле этого слова); ибо по ней мы судим, хорош или плох человек; поскольку
мы поступаем как граждане, у нас имеется закон, по которому определяют хорошего и дурного
гражданина; поскольку мы поступаем как италийцы, у нас имеются известные простейшие признаки и
обычаев, и одежды, и речи, по которым измеряются и оцениваются поступки италийцев. А наиболее
благородные из поступков италийцев не составляют собственности никакого отдельного города
Италии, а принадлежат им всем вместе: тут вот и можно теперь различить ту народную речь, за какой
мы начали охотиться и которая ощутима в любом городе и ни в одном из них не залегает. Она может,
однако, быть ощутимее в одном больше, чем в другом, подобно наипростейшей субстанции — Богу:
ощутимой в человеке более, чем в животном; в животном более, чем в растении; в растении более,
чем в минерале; в минерале более, чем в элементе; в огне — чем в земле; и простейшее количество —
единица более ощутима в числе нечетном, чем в четном; и простейший цвет — белый более ощутим в
светло-желтом, чем в зеленом. Итак, найдя то, что мы отыскивали, мы утверждаем, что в Италии есть
блистательная, осевая, придворная и правильная народная речь, составляющая собственность каждого
и ни одного в отдельности италийского города, по которой все городские речи италийцев измеряются,
оцениваются и равняются.
XVII.
А теперь следует растолковать, почему мы придаем нашей находке прилагательные
блистательная, осевая, придворная и правильная; таким путем мы лучше разъясним, что она такое.
Итак, первым делом мы откроем, что мы имеем в виду под прилагательным блистательная и почему
мы его применяем. Под словом блистательный мы разумеем нечто придающее блеск и ярко
блистающее: так именуем мы блистательных мужей либо потому, что они, блистая мощью, придают
блеск другим справедливостью и милосердием, либо потому, что они, будучи превосходно
наставлены, превосходно наставляют, как, например, Сенека и Нума Помпилий. А народная речь, о
которой мы говорим, и возвышена наставлением и мощью, и возвышает своих приверженцев честью
и славой. Наставлением возвышена она, несомненно, потому, что из стольких грубых италийских
слов, из стольких мужиковатых ударений вышла, мы видим, такой отличной, такой распутанной,
такой совершенной и такой изысканно светской, какой являют ее Чино да Пистойя и его друг в своих
канцонах. А величественность и мощь ее очевидны. В чем же больше
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|