|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 136
помыслам: в самом деле, поскольку душа уже возвращена Богу и отреклась от мирских дел и
помыслов, ей мнится, что она видит тех, кто предстоит Всевышнему. Послушай, что говорит Туллий
от лица Катона Старшего: «Мне кажется, что я их уже вижу, и я приподнимаюсь, охваченный
величайшим желанием увидеть ваших отцов, которых я любил, и не только тех, кого я сам знавал, но
также и тех, о которых я слышал». Итак, в этом возрасте благородная душа возвещает себя Богу и
ждет конца бренной жизни с великим вожделением, и ей кажется, что она выходит из постоялого
двора и возвращается в собственный дом; ей видится, что она оставляет дорогу и возвращается в
родной город; ей мнится, что она покидает открытое море и возвращается в гавань! О вы, несчастные
и подлые люди, врывающиеся в эту гавань на распущенных парусах, и там, где вы должны бы
отдохнуть, вы от порыва ветра терпите кораблекрушение и теряете самих себя как раз тогда, когда
столь долгий путь уже позади! Правда, рыцарь Ланселот не пожелал войти в гавань с распущенными
парусами; не пожелал и благороднейший наш латинянин Гвидо да Монтефельтро. Хорошо поступили
эти благородные мужи, которые опустили паруса своих мирских деяний и предались в преклонных
годах монашеской жизни, отринув всяческие мирские соблазны и дела. И никого нельзя извинить
брачными узами, некогда связывавшими его; ведь к религии обращается не только тот, кто одеянием
и образом жизни уподобляет себя Святому Бенедикту, Святому Августину, Святому Франциску или
Святому Доминику, но можно, пребывая в браке, также обратиться к доброй и истинной религии, ибо
Бог не требует от нас иной религии, кроме религии сердца. Поэтому Святой Павел и говорит
римлянам: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на
плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве:
ему похвала не от людей, но от Бога».
В этом же возрасте благородная душа благословляет и былые времена; и она действительно
вправе их благословлять, ибо, перебирая их в памяти, она вспоминает свои праведные поступки, без
которых она не могла бы войти в ту гавань, к которой она приближается столь обогащенной. Она
поступает как хороший купец, который, приближаясь к родной гавани, пересчитывает прибыль и
говорит: «Если бы я не проделал такой путь, я не владел бы этими сокровищами и мне нечем было бы
наслаждаться в родном городе, к которому я приближаюсь»; и потому он благословляет пройденный
им путь. О том, что оба названных выше свойства приличествуют годам дряхлости, пишет и великий
поэт Лукан во второй песни своей «Фарсалии», когда он говорит, что Марция вернулась к Катону,
умоляя его снова принять ее, уже одряхлевшую: под Марцией разумеется благородная душа.
Истинный же смысл этого образа мы можем описать следующим образом. Марция была некогда
девой, и это состояние обозначает особую юность; потом она вышла замуж за Катона, и состояние
замужества обозначает собою зрелость; тогда она родила детей, каковые обозначают собой
добродетели, которые, как говорилось выше, приличествуют людям зрелого возраста; но она ушла от
Катона и вышла замуж за Гортензия, и это обозначает, что она рассталась со зрелостью и что
наступила старость; от него она тоже родила детей, которые обозначают собою добродетели,
приличествующие, как говорилось выше, старости. Умер Гортензий, что обозначает собою предел
старости; овдовев же — вдовство обозначает собою дряхлость, — Марция с самого начала своего
вдовства вернулась к Катону, и это обозначает собою, что благородная душа с самого начала
дряхлости возвращается к Богу. И какой смертный муж более, чем Катон, достоин обозначать собою
Бога? Конечно, ни один.
Что же говорит Марция Катону? «Пока во мне кипела кровь, — разумеется зрелость, — пока во
мне жила материнская добродетель, — разумеется старость, которая действительно есть мать высоких
добродетелей, как это было показано выше, — я, — говорит Марция, — следовала твоим приказаниям
и их выполняла»; иначе говоря, душа твердо придерживалась своих гражданских обязанностей. Она
говорит: «И взяла двух мужей», то есть приносила плоды в одном и в другом возрасте. «Ныне, —
говорит Марция, — когда чрево мое утомилось и когда я для деторождения уже опустошена, я
возвращаюсь к тебе, так как другому мужу меня отдать уже больше нельзя»; иными словами,
благородная душа, признавая, что у нее уже больше нет чрева для несения плода, то есть чувствуя,
что члены ее уже ослабели, возвращается к Богу, к тому, кто не нуждается в телесных членах. И
Марция говорит: «Верни мне права прежнего брачного ложа, верни мне только название
супружества»; это обозначает, что благородная душа говорит Богу: «Отныне даруй мне, Господи,
Твой покой; даруй мне хотя бы то, чтобы я в этой слишком долгой жизни называлась Твоей». И
Марция объясняет: «Две причины заставляют меня это говорить:
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|