|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 133
умеренностью: она показывает тот предел, у которого надлежит остановиться; шпорой всадник
пользуется тогда, когда он бежит от чего-то, и шпора эта именуется стойкостью, или величием духа;
эта добродетель указует то место, где надо остановиться и сражаться. В четвертой, пятой и шестой
книгах «Энеиды» наш величайший поэт Вергилий олицетворяет зрелый возраст в образе Энея,
обуздавшего свои страсти. Какой же силы было это обуздание, если, получив от Дидоны столько
радостей — я перечислю их в седьмом трактате — и испытав с ней такое наслаждение, Эней сумел с
ней расстаться, вступив на путь честной, похвальной и плодотворной жизни, как это написано в
четвертой песни «Энеиды»! И какой же силы было это пришпоривание, когда Эней вдвоем с
Сивиллой осмелился, невзирая ни на какие опасности, спуститься в Аид в поисках души своего отца
Анхиза. Отсюда явствует, что для нашего совершенства нам в пору нашей зрелости подобает быть
«умеренными и стойкими». А эти свойства и обнаруживает добрая натура, как о том недвусмысленно
сказано в тексте.
В этом возрасте человеку для его совершенства необходимо, кроме того, быть любвеобильным;
ибо ему, как находящемуся на полуденном отрезке дуги, подобает глядеть и назад, и вперед: ему
подобает любить своих старших, от которых он получил и бытие, и пропитание, и знания, так чтобы
не показаться неблагодарным; подобает любить и своих младших, так чтобы, любя их, оказывать им
благодеяния и чтобы они за эти благодеяния поддерживали и почитали его в худшие для него
времена. И Вергилий в пятой, упоминавшейся выше песни показывает, что Эней обладал этой
любовью, когда он оставил в Сицилии престарелых троянцев, поручив их Ацесту и освободив их от
тягот путешествия, и когда он обучил военному делу своего сына Аскании вместе с другими
отроками. Из чего явствует, что зрелому человеку должно уметь любить, как говорится в тексте.
В пору зрелости необходимо также быть учтивым; в самом деле, хотя быть учтивым в
обращении хорошо в любом возрасте, но для зрелых лет это особенно необходимо; легко, сделав
скидку на возраст, извинить юношу, если ему не хватает учтивости; ею может не обладать суровая и
строгая старость и тем более дряхлость. Эней обладал этой учтивостью, как показывает наш
высочайший поэт в шестой песни, когда он говорит, что царь Эней, чтобы почтить мертвого Мизена
— Гекторова трубача, просившего перед смертью, чтобы его потом похоронили, — препоясался и
взял топор, дабы помочь рубить дрова для костра, на котором по обычаю греков должно было сгореть
тело умершего. Из этого следует, что учтивость необходима для зрелого возраста, а потому, как уже
говорилось, благородная душа ее и проявляет.
В пору зрелости необходимо также быть честным перед законом. Быть честным перед законом
значит соблюдать и выполнять предписания закона, а это больше всего приличествует человеку
зрелому; ибо, как говорилось, юношу легко извинить, сделав скидку на возраст; старик же, обладая
большим опытом, должен быть справедлив, и если он и берется толковать законы, то вправе делать
это лишь постольку, поскольку благодаря своему опыту он — сам себе закон и способен управлять
собою согласно справедливости, на что в более молодом возрасте человек не способен. Достаточно,
если в зрелые годы человек будет следовать закону и будет получать от этого удовлетворение,
подобно Энею, устроившему в Сицилии игры в день смерти отца, как повествует Вергилий; по
обычаю, служившему грекам законом, Эней предоставил то, что обещал за победу каждому
победителю. Из чего явствует, что для этого возраста необходимы честность перед законом,
учтивость, любовь, стойкость и умеренность, о чем и гласит толкуемый здесь текст; а потому
благородная душа все эти свойства и проявляет.
XXVII.
Уделив достаточно внимания свойствам, которые благородная душа предоставляет зрелому
возрасту, нам, видимо, надлежит заняться третьим подразделом; он начинается со слов: «.а в
старости — щедра.» — и призван показать те свойства, которые благородная натура обнаруживает и
которыми она должна обладать в третьем возрасте, то есть в старости. В тексте же сказано, что в
старости благородная душа уже так осторожна, так щедра, с такой радостью говорит хорошее о
других и хорошее выслушивает, — словом, что она благожелательна. И действительно, эти четыре
добродетели в высшей степени подходящи для этого возраста. А чтобы в этом убедиться, надо
помнить, что, как говорит Туллий в книге «О старости», «добрый наш век имеет
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|